Заключение психолога Е.В. Сарапулова о содерж. стороне мультсериала "Веселые лесные друзья" на телеканале "2х2"

Опубликовано в категории Мультфильмы телеканала "2x2" 09.09.2008

В процессе восприятия информации, помимо собственно смыслового воздействия на психофизиологическом уровне, возможно духовное заражение и поражение информацией, так как в этом случае вступает в силу механизм передачи эмоционального и духовного состояния от одного индивида к другому либо от какого-то информационного продукта (например, телевизионного фильма, музыкального произведения, мультфильма) к человеку (группе людей).

            Для успешного решения проблем восприятия информации необходимо учитывать как физиологические, так, и в первую очередь, психологические и духовные факторы. В связи с этим встает вопрос о том, насколько приемлемыми являются серии мультфильмов из вышеуказанного сериала. Ни нравственно, ни психологически содержание данных мультфильмов не соответствует задачам формирования у подрастающего поколения соответствующих черт характера, любви к жизни, уважения к старшим и т. п.

            Мозг ребенка отдается на откуп образам насилия, агрессии и т. п. В результате в психике детей муки людей означают развлечение. Насилие, которое царит в сериале «Веселые лесные друзья», глубоко проникает в сознание детей, оставляя неизгладимый след, травмируя их душевные качества, порабощая их дух пошлому, негативному и разрушительному настрою.

            Опасность данного сериала заключается также в том, что дети продолжают верить в смысл приемлемости и естественности насилия, агрессии и разрушительного поведения, в результате чего грань между фантазией и реальностью оказывается стертой. Дети практически становятся потенциально готовыми для совершения асоциальных форм поведения в обществе. И потому вопрос не в том, совершат ли они противоправные действия или нет. Вопрос в том, когда они сделают нечто противоправное или того хуже преступное действие во вред как окружающему обществу, так и во вред самим себе.

Осознанно, либо неосознанно, но создатели сериала «Веселые лесные друзья» берут на себя роль учителей нравственности. Как бы то ни было, однозначно можно говорить о разрушительном духовном и социально-психологическом воздействии образов, предлагаемых в данном сериале. Происходит навязывание так называемой «морали преступной группы». Как следствие, ребенок с подорванной духовно-нравственной и психологической основой легко манипулируем. Разрушение традиционной морали и перманентная «сексуальная революция», которые явным образом представлены в сериале «Веселые лесные друзья» – все это является важнейшим условием устранения психологических форм защиты против манипулирования сознанием. Дети становятся беззащитными для негативного влияния со стороны окружающей среды вообще.

«Как и вообще по отношению к ценностям, главное в снятии защит против манипуляции – не замена одной системы ценностей другой, столь же целостной, а именно разрушение системы,релятивизация ценностей. Лишение человека нравственных ориентиров, той системы координат, в которой он мог бы различать добро и зло. Помещение человека в атмосферу аморальности отключает его систему навигации, это как включение генераторов радиопомех, чтобы сбить самолет с курса» /Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 832 с. – С. 238/. В нашем случае с мультипликационным сериалом «Веселые лесные друзья» можно достаточно явно видеть запуск двух взаимосвязанных процессов, которые постепенно посредством смены одной серии сериала другой переходят в самовоспроизводящий режим – поощряют в детях «спрос на аморальность» и в то же время искусственно склоняют психику детей под аморальный пресс. Потому вполне уместно говорить о «школе аморальности», создающей и одновременно удовлетворяющей соответствующий спрос у детей. Таким образом, не удивительно, если потребитель таких мультипликационных сериалов, как «Веселые лесные друзья», будет со временем все более явно заявлять о своей потребности в просмотре данных негативных видеоматериалов. Спрос рождает предложение. Но ведь не секрет, что вначале отрабатывается идея так преподнести видеоматериал, чтобы вызвать спрос. В случае с данным сериалом очевидно, что спрос на негатив, аморальность и т. п. будет закономерным.

Культура насилия и пошлости сериала «Веселые лесные друзья» не заменяет, а узаконивает реальность насилия и пошлости. Дети, просматривая данный сериал, практически глотают негативную, разрушительную для своей психики духовную пищу. Кроме того, происходит подавление всякой позитивной, созидающей творческой и духовной активности детей. Это – вывод специалистов, и доказывается он сложными и тонкими наблюдениями.

Самое страшное, что после просмотра таких мультфильмов как в сериале «Веселые лесные друзья» насилие и разрушение становятся для подрастающего поколения самоцелью. А это вообще-то можно рассматривать как одну из угроз для безопасности России и менталитета россиян.

Целая серия (более 70) исследований в США показали, что все большее число людей, особенно детей и подростков, оказываются неспособны различать спектакль и реальную жизнь. Это – эмоционально неустойчивые дети. В  США 1,5 млн. школьников – «пограничные» дети, которые не могут сосредоточиться на объяснении учителя.

Как пишет известный психолог, профессор Корнелльского университета У. Бронфенбреннер, после наблюдения сцен насилия «без всякого к тому побуждения абсолютно нормальные, хорошо адаптированные дошкольники начинают вести себя агрессивно. Причем они не только проделывают все, что увидели, но и дополняют «комплекс активности» собственной фантазией» /У. Бронфнебреннер излагает эти данные в главе «Влияние телевидения» своей книги «Два мира детства. Дети в США и СССР», изданной в Нью-Йорке в 1970-м и Москве в 1976 г. Книга написана по материалам программы «Сравнительные исследования в области воспитания детей», проведенные в течении пяти лет в шести странах на средства Национального научного фонда США. Одна из тем книги – объяснение причин высокой агрессивности детей в США и поразившего психолога отсутствия агрессивности у советских детей/. Но сегодня мы становимся свидетелями проникновения разрушительных по своему содержанию мультипликационных сериалов (в нашем случае «Веселые лесные друзья»), которые воспитывают в детях стереотипы разрушительного и негативного поведения.

 

Психолог, кандидат философских наук,

ведущий прямых эфиров Радио «Теос»

Е. В. Сарапулов.


Просмотров: 4995