Понкин И.В. Гóты. Информационная справка

Опубликовано в категории "Готы" 08.06.2008

«Гóты» (от англ. goths - готы, варвары) – квазирелигиозная молодежная субкультура и связанное с ней молодежное движение, характеризующиеся мистически мрачным, депрессивным восприятием и выражением отношения к своей жизни. Идеология движения «гóтов» основана на идее романтизации смерти (dark romantic), боли, мучений, на исповедании эстетики смерти, тления. Отсюда соответствующие стиль некромантического деканданса в атрибутике и аксессуарах, а также преимущественно черные цвета одежды. Культивируется все, что каким-либо образом относится к «темной стороне бытия», что как-то связано со смертью, с фатализмом.

Для субкультуры «гóтов» характерна общая тенденция к театральности, позёрству и гипертрофированной заботе о специфическом имидже, к извращенной форме эстетства, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. Гóтам нравится ощущение собственной порочности и неординарности. Поэтому они охотно заимствуют кладбищенскую, вампирскую и хипповскую эстетику.[1]

Для «гóтов» характерны депрессивное психологическое состояние, искусственная стимуляция, либо имитация такого состояния, как вариант – романтически-депрессивный взгляд на жизнь, меланхолия и равнодушие ко всему происходящему.

Движение «гóтов» в целом является аморфным, общая иерархия и иерархические структуры в конкретных объединениях или направлениях отсутствуют.

Средний возраст «гóтов» – 15–19 лет. Минимальный возраст – 14 лет, реже встречаются лица 20–22 лет. По данным МВД России, фиксируется существенное численное превалирование девочек: на 10 девочек – 2–3 мальчика.

Существует определенное течение в музыке, оцениваемое и воспринимаемое «гóтами» как «готическое» (группа «HIM» с поклонниками, иногда именуемыми «химозниками», группы «Lacrimosa», «Hellirius», «Arcana», «Sophia» и др.).

Движение «гóтов» характеризуется распространением среди участников обоих полов бисексуализма, позиционируемого как неотъемлемая часть образа жизни «гóта». Иногда девочки-гóты (встречается самоназвание «готесса»), говоря о себе в третьем лице, определяют себя в мужском роде («он»), отговоркой при этом является разъяснение, что речь идет о ней как о человеке (слово мужского рода). Практикуется «свободная любовь» на готических вечеринках и встречах.

Специалисты выделяют следующие подгруппы «гóтов»:

1. Гóты – сатанисты.

2. Гóты – «вампиры». Характерные черты: особое распространение бисексуализма среди участников, а также  демонстративное «кусание в шею» в качестве приветствия между «гóтами» и как своего рода визитная карточка гóта-«вампира».

3. «Кибер-гóты» (виртуальные группы, более общающиеся в интернете; помимо черного цвета акцент в одежде делается на кислотно-розовый и кислотно-фиолетовый).

4. «Панко-гóты» (внешняя атрибутика является сходной с «панковской»).

5. «Фетиш-гóты» (пропагандирующие садо-мазо).

6. «Трайбл-гóты» (поклонники культа друидов).

7. Маргинальные слои «гóтов» («бэби-гóты», маргинальная часть «роле-гóтов» из числа так называемых «ролевиков», «алко-гóты» и др.).

8. Окологотические фанатские сообщества.

9. Готы-модники (увлекающиеся лишь внешней атрибутикой движения).

Идентификационные внешние признаки «гóтов», практически не встречающиеся в иных молодежных субкультурах:

1. Длинные волосы на голове, окрашенные в иссиня черный цвет, иногда – с выкрашенными темно-синим цветом участками; при этом виски или иные части головы могут быть выбриты. Часто используется специальная прическа «готический ирокез» (нечто вроде «ирокеза» черного цвета, который не стоит вертикально, а зачесан на бок).

2. Тотальное использование в одежде исключительно черного цвета. Одежда обычно длиннополая. Девочки-«гóты» предпочитают носить корсеты (иногда близкие к эстетике садомазохизма – из кожи и латекса), зачастую носят длинные платья, стилизованные под старину, либо длинные черные юбки в сочетании с черными блузами. «Гóты» носят черные высокие ботинки со шнуровками.Участниками обоих полов может носиться длинный черный плащ.

3. Ношение оккультно-религиозного «египетского креста» – анкха (крест с петлей на верхнем конце).

4. Характерно ношение колец, кулонов, подвесок, значков, брошей с сатанистской символикой либо с выраженной символикой смерти (двух- или трехмерные изображения черепов (неспецифический признак, должный оцениваться в комплексе), скелетов, гробов), стилизованные изображения трупов, например – мертвой девочки-героини мультсериала «Линор»). Иногда – кулоны и подвески с изображениями летучих мышей, в том числе стилизованных. Для части «гóтов» ношение такой символики и атрибутики носит мистический смысл и является неотъемлемой частью их жизни, для некоторых «гóтов» это дань своеобразной моде, для всех, помимо основной мотивации, эта символика и атрибутика выполняют функцию распознавания своих сторонников.

5. Многочисленный пирсинг на лице: язык, губы, брови (неспецифический признак, должный оцениваться в комплексе).

6. Черный лак на ногтях у мальчиков (при плохом качестве лак может выглядеть коричневым; по другим данным используется специальный оттенок именно коричневого лака), крашенные в черный, иногда в красный, цвет губы, подведенные черным косметическим карандашом глаза у мальчиков при отсутствии в поведении признаков гомосексуализма и при отсутствии четких признаков отношения к другому молодежному неформальному движению (обводка черным карандашом глаз редко встречается в среде панков).

7. Черно-белый макияж. Практикуется специальное отбеливание лица при помощи белого грима или пудры в целях придания лицу выраженной мертвенности, неестественной бледности (неспецифический признак, встречается также у «кишей» – поклонников рок-группы «Король и Шут»). Средствами макияжа могут быть также сымитированы «синяки под глазами».

По мнению психологов, выбор исключительно черного цвета одежды в ряде случаев обусловлен глубокими психологическими травмами несовершеннолетних «гóтов», для них это цвет одиночества, ребенок ограждается от людей, пытаясь защитить себя от них и спастись от боли [2].

Следование искусственно созданной (фиктивно-реконструированной) «готической» субкультуре является довольно дорогостоящим в силу специфики атрибутики и одежды.

Идеология ряда объединений и направлений «гóтов» носит сатанистский характер. По мнению специалистов, за последние 10 лет отмечен целый ряд контактов «гóтов» с сатанистскими сектами (в большинстве случаев – с «сатано-ролевиками»), как правило такие контакты происходили на кладбищенских сходах «готов». Другие объединения связаны с исповеданием искаженных форм буддизма, что исключает как их интерес к сатанизму, так и негативное восприятие ими сатанизма с позиций христианского понимания.

Субкультура «гóтов» содержит в себе определенные характерные черты, обуславливающие ее потенциальную криминогенность и высокую социальную опасность:

1. Выбор кладбищ в качестве предпочтительных мест сходов (в Москве среди «гóтов» популярно Ваганьковское кладбище, на котором очень много немецких старинных могил). Некоторые группы «гóтов» склонны к вандализму на кладбищах, открыто заявляют об этом в интернете. По сообщения СМИ, уже неоднократно фиксировались факты участия «гóтов» в катах кладбищенского вандализма.

2. Пограничное, маргинальное состояние сознания многих «гóтов», происходящие в среде «гóтов» процессы характеризуются тенденцией к увеличению агрессивности сообщества.

3. Смычка с идеологией религиозного сатанизма и расширяющиеся контакты с сатанистскими сектами.

4. Отмечена суицидальная направленность отдельных направлений движений «гóтов». Так, Университет города Глазго опубликовал результаты исследования, свидетельствующие о том, что молодые люди, увлекающиеся готической субкультурой, более склонны к самоубийству, нежели их сверстники из других молодёжных субкультур [3]. По сообщениям СМИ, в начале мая 2008 г. в Казани совершили групповой суицид две 14-летних школьницы, бросившиеся под проходящий поезд. Судя по записям в личных дневниках школьниц и по специально одетой в связи с запланированным суицидом одеждой, был сделан вывод, что они относились к «гóтам». Большой общественный резонанс вызвала трагедия в Благовещенске в сентябре 2006 года. Две двоюродные сестры 14 и 16 лет выбросились с 12-го этажа, связавшись скотчем. В предсмертной записке говорилось: «Самоубийство посвящается одиноким воинам декаданса». А в 1999 году в подмосковной Балашихе три девочки 11, 12 и 14 лет одновременно шагнули из окна, предварительно наглотавшись таблеток. В предсмертной записке они попросили «похоронить их в одном красно-черном гробу». [4] Весной 2008 года в столице Коми на городском кладбище шестнадцатилетняя девушка-«готесса» повесилась на кресте. Задумав уйти из жизни, юная сыктывкарка поделилась своим намерением с подругами, но ни родители, ни учителя даже не подозревали о ее мрачных мыслях. Найдя в сети Интернет информацию о том, как гот может «красиво» расстаться с этим миром, она выполнила описанный в Интернете ритуал. [5]

5. Много более жесткие, в сравнении с другими социально негативными объединениями несовершеннолетних, коммуникативные барьеры, исключающие участников движения из коммуникативной системы общества, повышенная сложность психологического выведения ребенка, втянутого в движение гóтов, из этого движения.

6. Бисексуальность как часть субкультуры многих направлений «гóтов» дает свои специфические результаты. По данным правоохранительных органов, зафиксировано появление «гóтов-проституток» и т.н. «V.I.P.-сопровождения» в «готическом» стиле, а также появление предложений гомосексуальных услуг «гóтов» в «профессиональной» зоне «голубых» проституток (сквер у станции метро «Китай-город»), при этом, по данным правоохранительных органов, стоимость сексуальных услуг несовершеннолетнего-проститутки в готической атрибутике ниже, чем у курсанта военного училища, но выше, чем у рядовых «голубых» проституток. На целом ряде порносайтов появились самостоятельные разделы порнопродукции – «секс гóтов», что свидетельствует о сформировавшемся рынке коммерческого услуг «гóтов»-проституток.

По мнению ряда специалистов, в частности кандидата медицинских наук, сексопатолога А. Воронина, кладбищенские пристрастия являются одной из форм проявления некрофилии. Это заболевание, которое встречается редко и преимущественно у психически больных людей. Они специально устраиваются на работу в морги или на кладбища, чтобы быть ближе к объекту своей страсти. Такие люди крайне редко обращаются за помощью к специалистам и обычно скрывают свое занятие от окружающих, даже от членов семьи. Они попадают на лечение лишь после того, как их задержат правоохранительные органы или разоблачат близкие. [6]

 

Понкин Игорь Владиславович,

доктор юридических наук
 

1. Не бейте вампиров! // Город и горожане (Нижний Новгород). – № 21.11.2006.

2. Зайцев И. Люди в черном. Россию накрыла мощная волна готики // Наша Версия (Москва). – 21.05.2007.

3. Увлечение готической субкультурой приводит к самоубийству // Радио Свобода (Новости). – 14.04.2006.

4. Перетяченко Е. Коллективный суицид: почему дети решаются на это? // http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/07-05-2008/266624-samoubijstvo-0. – 07.05.2008.

5. Смертельное чувство. Весной увеличилось количество подростковых самоубийств // Молодежь Севера (Сыктывкар). – 02.05.2008.

6. Грозданов Ф. Дети Дракулы Они называют себя готами и бегут из мира реальности // Родная газета. – 12.11.2004.

 

http://www.flb.ru/info/43879.html

02.06.2008


Просмотров: 7169