Абехтикова М.Б., Лисицына Н.А. Несколько замечаний по поводу рабочей тетради «Основы религиозных культур и светской этики»

Опубликовано в категории Эксперимент ОРКиСЭ 06.06.2010

Абехтикова М.Б., Лисицына Н.А. Несколько замечаний по поводу рабочей тетради «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Среди составляющих направлений рабочей тетради - это педагогика, новейшие иннова­ционные технологии, теория и методика обучения, психология.

Пожалуй, это издание замечательно для всех предметов, кроме религиозных культур и светской этики.

К основам религиозных культур применять его категорически нельзя! В этой тетради много говорится о толерантности.

Игровые формы, диспуты, дискуссии в многонациональном и многоконфессиональном классе грозят не воспитанием толерантности, а интолерантности, которая порождает «ра­сизм» - зло.

Толерантных культур не бывает. Сама культура как она сложилась к настоящему времени, не собирается принимать чуждые убеждения. Не решает проблемы, за которые борется. Толерантность - это достаточно жесткая идеология, твердо намеренная, употребляемая для продвижения своих взглядов, это разрушение культуры, от слова «культ», а если это идеология и разрушение какой-либо религии: христианства, иудаизма, ислама, - то будут и жесткие противостояния. «Не следует смешивать культуру с правилами хорошего тона». («Православная этика» О.А Казаков).

Почему? Потому что вольно или невольно будут ущемлены «права о свободе совести». Человек, не компетентный в вопросах веры другой религии, не имеет никакого права сравнивать одну религию с другой - это богохульство, тяжкий смертный грех: надруга­тельство над истинной верой или святыней. Согрешившего же не минует Божье наказание - этого придерживаются все традиционные религии.

Любая культура предполагает свою совокупность духовно-религиозных, нравственных, художественно-материальных и др.ценностей, систему о должном и недолжном, свое представление о грехе.

В задании №9, говоря о толерантности, авторы в числе высказываний первой приводят текст из буддизма, джайнизма, сикхизма, даосизма, зороастризма (приносили в жертву детей), и только потом идет текст из Евангелия без указания главы и стиха.       

Авторы тетради забыли, что живут в стране с тысячелетней Православной культурой, хотя приведены очень хорошие пословицы разных стран мира.

Рус. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Яп. «Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено».

Англ. «Когда находишься в Риме, поступай как римлянин».

Итал. «В стане, котором бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь».

НО постоянные противоречия.

О христианстве написано несколько строчек, зато о буддизме более подробно и красочно, хотя буддизм - это атеизм, дорога в некуда.

Согласно пословицам, которые приведены авторами, необходимо изучение культуры той страны, в которой человек живет. В данном случае - Православной Культуры. Если говорить о заповедях Христовых, то мы узнаем и о миротворческой деятельности: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божий нарекутся», о милосердии и о противостоя­нии национальной нетерпимости: «Притча о милосердном самарянине». «О блудном сы­не», если вы хотите поговорить о всепрощение- О Любви - 1 Кор. 13.-2. Впечатление складывается такое, что авторы не изучали традиционные религии: Христианство (Библия), Иудаизм (Тора), Ислам (Коран), нет сносок на эту литературу. Нет сно­сок на литературу писателей и богословов этих религий.

Несколько примеров.

*«Вера в духовной жизни»: «Современная наука полагает, что человек разумный появил­ся 30-40 тыс. лет назад...». А мировые религии полагают иначе. Каких же взглядов учитель будет придерживаться?

* «Уже в далекой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим бо­гам».

Автор наверное не знает, что мировые религии исповедуют монотеизм: иудаизм, христи­анство, ислам. Первые люди Адам и Ева покланялись Единому Богу Творцу. Язычество - это последствие греха.

*  Тезис: Человек - не только «природное» существо... «особостъ». Таких понятий в мировых религиях нет. Где душа? Где Дух?

*  Вера - это коллективное представление о мире.

Вера - это великое таинственное явление, природа которого не поддается научному ана­лизу. Православный Катехизис дает определение: «Вера - есть уверенность в невидимом, как в видимом, в желаемом и ожидаемом - как в настоящем».

Кстати об этике. В краткой практической энциклопедии.СПб-2005 «Сатис». Утверждает­ся. «Светская этика предлагает свои системы нравственности,... однако эти системы, даже те, которые представляются благонамеренными, безусловно, дают искаженный взгляд на человеческое достоинство.. .и на главную цель человеческой жизни - и христианами при­няты быть не могут» с. 6-7. В этом учебнике ощущается пренебрежение к русской культуре и православию!

Даже примеры использованы «заморские»: «Сказочка о счастье», хотя «сказочка» хоро­шая, но можно было бы для тех, кто мало знаком с русской культурой познакомить с рус­ской народной сказкой или рассказать из русской классической литературы, которой бо­гата наша Русь.

В игре автор использует японский театр «Кабуки». В нашей многомиллионной и много­национальной стране очень много театров. Почему японский?.

Для изучения ненасильственной стратегии» примером становится Ганди. Почему авто­ру пришлось ехать в Индию, чтобы привести пример для россиян богатыми своими исто­рическими персоналиями.

Проект «Строим башню».

Вавилонскую? Еще очень похоже на башню, которую строят свидетели Иеговы.

Вопрос: Люди какой национальности мудрее -русские, удмурты, англичане или францу­зы. Это не корректно!

Пояснительная записка. На достижении цели будут направлены разнообразные формы работы: ... тренинги, к которым намерены привлечь специалистов социально-психологической помощи. Зачем? О каком результате вы говорите?

Психологические тренинги - это взламывание мозга и манипуляция психикой. Безнравст­венно!

К православным психологам на прием идут люди, пострадавшие от различного рода пси­хологических тренингов. Вместо «личностного роста» одни зарабатывают депрессию, другие - зависимость от тренера, третьи - тренеры - деньги. Они чаще всего используют механизмы сектантства. Иной раз под видом тренинга можно обнаружить обыкновенную секту.

Обычно тренинг направлен на изменение каких-либо качеств человека. Но часто тренинг дает эффект, но обратный тому, который ожидался: пониженная самооценка превращается в хамство, наглость и вседозволенность.

Есть ли хоть один человек, которого исцелили от заболевания душевного плана методом НЛП? Потрындеть на тренинге - это одно. А всерьез пройти со взламыванием структуры личности - совсем другое. Нет ни одного человека, который, проделав все положенные навыки, и стал счастлив. Об этом говорят православные психологи.

Мнение православного психолога Т.Н. Мараховской.

«Я повидала разбитые семьи, и сдвинутую психику, и разоренный бизнес. Ну, как мини­мум человек сто пятьдесят, тех, кто прошел серьезно через тренинги. Среди них нет нико­го с положительной динамикой. Какие проблемы потом возникают - спаси нас всех Гос­подь от этой новомодной заразы. Симптомы понесенного ущерба:

-   некритичное «заужено-плоское» мышление как в отношении тренинга, так и многих сторон своей жизни;

-   эйфория в оценках тренинга и его ведущих;

-   «черно-белое» (дихотомичное) восприятие реальности;

-   неспособность к структурированной и аргументированной дискуссии;

-   обострение конфликтности и агрессивности;

-   абсолютная уверенность в своих «сверхспособностях» по сравнению с «обывателями»;

-   фабрикация или поиск несуществующих в реальности подтверждений «личностного роста» под влиянием психокульта.

Священник иерей Владимир Новицкий - врач-психиатр. Служит в храме Воскресения Словущего при Душепопечительном центре им. св. прав. Иоанна Крондштадтского на Крутицком Патриаршем подворье, где занимается душепопечением людей пострадавших от оккультизма и сектантства.

Вопрос. Сейчас очень модны различные тренинги и психологические практикумы с ис­пользованием аутотренинга или гипноза?...

Гипноз очень разрушительно действует на волю, у человека возникает зависимость от гипноза, он становится гипнабельным, расслабленным, слабовольным, причем, как прави­ло, в принятии самостоятельных решений. Аутотренинг провоцирует тщеславие и гор­дость, человек опирается на себя и свое «я».

Люди пытаются внешне много преуспеть и поэтому не имеют возможности обраться внутрь себя.   В настоящее время есть тенденции к тотальному гедонизму, стремлению к удовольствиям. Отец Анатолий Берестов говорит, что такое потребительское отношение к жизни формирует наркоманический тип характера.

В целом, в отношении гипноза и аутотренинга можно сказать слова Христа: «Без меня не можете творить ничего». И то и другое без Христа, поэтому толку никакого, один вред.

Авторы рабочей тетради предлагают сравнить Православное Причастие с традициями других религий. Во-первых это не традиция, а одно из семи таинств Церкви - Евхаристия, а во- вторых - это богохульство со стороны христианина сравнивать Величайшее Таинст­во с чем-либо - это несравнимо ни с чем.

Евхаристия, не есть какое-то просто воспоминание того, что произошло когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. На каждой Евхаристии - и во времена апостолов, и в нашем XXI веке - Сам Господь наш Иисус Христос через кано­нически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в свои пречистые Тело и Кровь.

Отец Владимир Новицкий в своем интервью рассказывает, как больных исцеляют Таин­ства Церкви: Исповедь и Причастие. Даже молебны, разговоры о духовном, проповеди, духовная литература для многих людей - луч солнца в темном царстве.

Авторы тетради не придерживаются Законодательства о свободе совести. В договоре О сотрудничестве Министерства Образования Российской Федерации и Мос­ковской Патриархии Русской Православной Церкви. Москва.2 августа 1999.г. говорится о признании особой роли Православия в истории России, становлении и разви­тии ее духовности и культуры.

 

Преподаватель ОПК МОУ ГОШИ № 2 Абехтикова М.Б.

Старший инспектор Управления образования г. Ногинска Лисицына Н.А.

 

Литература:

http://www.pravoslavie.ru/smi/955.htm

http://wwwAngelhranitel.ru/missionerstvo/treningi-pravoslavie-i-treningi.html

http://www.r-komitet.ru/vera/39.htm

Православная этика. Нравственное поведение христианина.

Катехизис Православной Церкви.


Просмотров: 5431