Заключение д.психол.н., проф. В.В. Рыжова по результатам психологич. экспертизы содержания и воздействия м/п сериалов телеканала "2х2"

Опубликовано в категории Разрушение семей 09.09.2008

  Данное заключение основано на психологическом анализе содержания и направленности средств воздействия мультипликационных сериалов телеканала "2х2" "Веселые лесные друзья";  "Злобный мальчик"; "Приключения Большого Джеффа";  "Мультреалити".

            Для анализа и оценки содержания и психологической направленности воздействия указанных мультсериалов привлечены данные психологических и социологических исследований в области массовой культуры и психологии влияния на личность. Анализ  психологических исследований в этом направлении позволяет выделить и назвать следующие характерные черты продукции так называемого масскультовского  "искусства", направленного на дегуманизацию, а также используемых при их создании приемов и средств (источники: А.В. Кукаркин, 1981, Г.Г. Почепцов, 2000; А. Ребсток, 1973; В.Е. Семенов, 1995):

            – коммерческий успех и популярность любой ценой;

            – занимательность любыми средствами;

            – эксплуатация инстинктов и суеверий людей;

            – использование изображений насилия, секса, страха, мистики;

            – схематизация и стереотипизация  содержания;

            – дегуманизация, аморальность;

            – грубая ирония и пародизм, "черный юмор";

            – шокирование и провоцирование аудитории;

            – манипулятивное использование социально-психологических механизмов внушения, подражания, заражения, конформизма;

            – интервенция в сознание и внутренний мир личности через использование подсознательных механизмов психики.

            Рассмотренная с этих позиций видеопродукция названных мультсериалов телеканала "2х2" квалифицируется как содержащая все эти признаки, при этом значительно усиленные,

            – во-первых, откровенностью показа проявлений насилия, жестокости, пошлости и порочности в самых изощренных формах (кровавые и крайне жестокие смерти живых существ, которым отрывают головы и конечности, вырывают языки, расклевывают мозги и глаза, рвут лица, расчленяют и перемалывают трупы и т.п.; изощренные формы унижения человеческого достоинства в сериях "Злобного мальчика", откровенные порнографические выпады в "Приключениях Большого Джеффа", а также открытое использование нецензурных выражений);

            – во-вторых, бестрепетностью отношения героев мультфильмов к происходящим и производимым ими сценам жесткости и насилия, к предсмертным хрипам и крикам погибающих живых существ, умирающих в страшных муках и потоках крови, хладнокровным бессердечием как нормой поведения (напр.: совершив жестокое убийство нескольких живых существ, довольный герой, насвистывая, удаляется, "Быстрое знакомство"; или, приготовив блюдо из жестоко убитых существ, герой, похрустывая, закусывает им, "Завтрак Прапора"; приготовление "Лимонада из глазок" и т.п.);

            – в-третьих, глумливостью создателей сериалов (напр.: все ужасающие по своему содержанию фильмы сериала "Веселые лесные друзья", их начало и окончание сопровождаются  "веселенькими" мелодиями, как бы подчеркивающими и внушающими зрителю обычность и нормальность происходящего ужаса; глумливые надписи-призывы типа "Храните ваши глазки" после ужасающих сцен страданий и смерти, вырванного и расклеванного птицей  глаза и мозга "Летающие глазки" или "Дети – цветы жизни" после сцен, когда отец безответственно и жестоко убивает сына, а затем также безответственно сжигает его труп; или заключительные слова "Мультреалити", приписанные Богу: "Я обожаю голубых"  и т.п.);

            – в-четвертых, направленностью анализируемой видеопродукции на детскую аудиторию (герои мультсериала "Веселые лесные друзья", милые зверушки,  так же как и другие герои легко идентифицируются с детскими чертами и по внешнему облику, и по поведенческим проявлениям, и по аналогии с известными детскими мультфильмами);

            – в-пятых, массированной, хотя при этом и скрытой рекламной пропагандой просмотра мультсериалов именно детьми (каждый фильм предваряется надписью "Дети, дальше не смотрите", рассчитанной на дополнительное стимулирование интереса, путем психологической манипуляции сознанием; анонсирование сериала, содержащее дополнительные стимулы просмотра и прямую пропаганду насилия и жестокости).  

            В соответствии с принятыми для экспертизы мультсериалов критериями и  дополнительно выявленными в анализе усиливающими моментами можно уверенно утверждать, что в мультфильмах названных сериалов на основе общих механизмов антигуманного "искусства" в изображении жестокости, насилия, пошлости и разврата, таких как натуралистическое и садистское смакование, обыгрывание в стиле "черного юмора", эмоциональное шокирование и других,

осуществляются спекуляция на темах насилия, жестокости и порнографии, деморализация и огрубление чувств, внедрение легкомысленного и неадекватного отношения к страданиям и смерти, а значит, и к ценности жизни вообще, массированная накачка сознания несовершеннолетних идеологией разврата, безжалостности и жестокости, воспитание стереотипов разрушительного и негативного поведения, пропаганда экстремизма. Все это может быть обозначено как идеологическая и духовно-нравственная диверсия и квалифицировано в качестве преступного деяния.

            В процессе экспертизы были проанализированы 28 серий мультсериала "Веселые лесные друзья", 8 серий  мультсериала "Злобный мальчик", 3 серии мультсериала "Приключения большого Джеффа", сериал "Мультреалити". В тексте данного заключения из соображений гуманности, охраны и сбережения духовно-нравственного здоровья читателей  не приводятся подетальные описания и примеры мерзких по своему содержанию и направленности видеопродуктов мультсериалов. Кроме того, мы знакомы  с содержательным анализом этих видеопродуктов, представленным в высококвалифицированном  заключении главного научного сотрудника института развития дошкольного образования РАО, доктора психологических наук, профессора В.В. Абраменковой и директора института государственно-конфессиональных отношений и права, доктора  юридических наук И.В. Понкина, и готовы подписаться под каждым словом этого заключения.

            Большой массив и опыт социопсихологических исследований о воздействии на сознание и личность человека, и особенно ребенка, сцен насилия и жестокости, пошлости и унижения человеческого достоинства, порнографических и эротических фильмов свидетельствует о негативных и разрушительных для нравственности эффектах данных сцен.

            Очень убедительны экспериментальные данные о краткосрочных эффектах восприятия сцен насилия, жестокости и эротики, полученные в исследованиях Д. Зиллмана (1988). Испытуемым демонстрировались отрывки фильмов агрессивного, эротического и нейтрального содержания, после чего они должны были обучать другого человека, наказывая его за ошибки ударом электротока разной силы. Оказалось, что те, кто смотрел эпизоды с агрессивными и эротическими сценами, использовали гораздо более интенсивные  удары тока, чем просмотревшие нейтральные отрывки. Объясняется данный эффект возникновением психофизиологического возбуждения после просмотра агрессивных и эротических сцен, которое проявляется в последующем более жестоком поведении.

            Обзор многочисленных экспериментальных исследований по этой проблеме, представленный Д. Линц (1989), свидетельствует о том, что фильмы, содержащие агрессивность, садистские компоненты, эротику и порно,существенно повышают агрессивность зрителя, особенно зрителя детского возраста, столь же существенно уменьшают сочувствие к жертве и снижают негативное отношение к субъекту насилия и жестокости (насильнику и садисту). Данный эффект проявляется как при длительных, так и при коротких воздействиях. Причем, короткие массированные воздействия (именно они преимущественно используются в видеопродуктах телеканала "2х2") оказываются более эффективными, поскольку  в большей мере воздействуют через подсознание, которое, как известно, намного быстрее обрабатывает информацию. Следует при этом иметь в виду несформированность в детском возрасте механизмов психологической защиты, доверчивость ребенка, его высокую внушаемость и зависимость от внешних авторитетов, еще не сформированную способность анализировать и прогнозировать последствия собственных действий и действий других людей.

            Таким образом, можно заключить, что рассмотренные видеопродукты  направлены на выработку в сознании несовершеннолетних негативных социальных и аморальных установок; пропагандируют и утверждают ценности насилия, изощренной жестокости, пошлости и разврата; формируют психологическую готовность к совершению антигуманных и противоправных действий; должны квалифицироваться как наносящие серьезный вред психологическому, духовно-нравственному и общему здоровью и развитию детей, что является нарушением прав несовершеннолетних, норм законодательства Российской Федерации и международных актов о правах ребенка, защите детства и  средствах массовой информации.

                

Доктор психологических наук, профессор,

руководитель лаборатории профессиональной

подготовки педагога Нижегородского

государственного лингвистического

университета имени Н.А. Добролюбова                            В.В. Рыжов


Просмотров: 2517