Заключение канд. пед. наук Ю.В. Микляевой от 03.09.2008 по мф "Мультипликационные войны, часть II"

Опубликовано в категории Мультфильмы телеканала "2x2" 10.10.2008

Заключение подготовлено по обращению Адвокатского бюро профессора М. Кузнецова Московской городской коллегии адвокатов, согласно ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 63-ФЗ  от 31.05.2002.

Предметом исследования в рамках данного заключения является мультфильм «Мультипликационные войны, часть II» мультсериала «Южный парк».

Перед экспертом поставлен вопрос:

Может ли быть оценена сцена в выпуске № 4 «Мультипликационные войны, часть II» сезона показа № 10 мультсериала «Южный парк», идущая ближе к финалу указанного мультфильма и показывающая, как некто, именуемый в мультфильме и именующий себя как «Иисус», бросается фекалиями, как унижающая человеческое достоинство верующих христиан?

Краткое описание исследования, проведенного в рамках ответа на поставленный перед экспертом вопрос.

Проведенный анализ мультсериала показал, что не только сцена в выпуске № 4 «Мультипликационные войны, часть II» унижает человеческое достоинство верующих христиан, но и весь сериал «Южный парк» направлен на уничтожение в сознании людей представления о нормах культурного поведения. На всем его протяжении наблюдается постепенное разрушение образа о нравственном идеале человека. Поскольку в христианстве, как наиболее распространенной религии мира, заложен самый незыблемый идеал такого человека – Иисуса Христа, создатели мультфильма использовали самый антиморальный способ разрушения твердыни, связанной с нравственностью человека и с основами веры в Бога, что является оскорблением чувств верующих. Один из мультипликационных персонажей по имени Иисус, по многим признакам напоминающий Иисуса Христа, на самом деле представляет собой карикатуру на Богочеловека. Кроме того, во многих других сериях создатели мультфильма тем или иным образом обращаются к разрушению идеи о преобладании добра над злом, и в результате сами делают некоторых героев  прототипами чертей, завлекающих своими шутками и остротами тех, кто не в состоянии найти четкую нравственную позицию в мире.

Данное положение доказывается тем, что появление в анализируемой сцене «Иисуса» связано с предложением персонажей  словно поиграть с кусками человеческих испражнений. «Иисус» подчеркивает, что именно так его зовут: «Я Иисус». С психологической точки зрения это направлено на соединение в сознании зрителя образа Христа с предложенной карикатурой. Последующее действие «Иисуса» является антиморальным и антиэстетичным. Он как слабовольный ребенок подключается к гнусному бросанию фекалий на одного мистера. Причем это делание авторы пытаются издевательски облагородить: герой не бросает, а «кладет» фекалии на мистера. Такое действие для ребенка, смотрящего мультфильм воспринимается «разрешающим», ведь герой не ведет себя как обычные дети с нарушением поведения, которые могут бросить какие-попало предметы в человека, выражая свое недовольство. Для взрослых весь смысл сцены в том, чтобы вызвать отрицание Бога, но для верующих такое приравнивание Иисуса к шуту является оскорблением, относящимся не только к религии, но и к личности человека, носящегося в себя по православному учению образ Бога.

Выражением «Вкусные каки!» герои подчеркивают, что познание зла является приоритетом жизни, познание неприятного и внешне противного в действительности оказывается тем, что вызывает наслаждение. К такому выводу могут прийти только люди с нарушением влечений и психическими нарушениями, как некогда З.Фрейду няня давала пить свою кровь от ежемесячных менструаций, а выросши он страдал психически и пытался преодолеть свой кризис путем психоанализа, но так до конца и не смог преодолеть чувство преобладания сексуальной энергии над всеми другими. Подобный механизм может наблюдаться у любого человека с несформированной психикой, наблюдающего, особенно с детства, сцены, связанные с насилием, патологическими влечениями в виде поедания фекалий и выпивания мочи, что делают люди с некоторыми генетическими нарушениями, и что, вероятно, знали создатели мультфильма.

Действия любого мультипликационного персонажа воспринимаются смотрящим как действия конкретного человека, которое можно увидеть в жизни или прочитать в сказке. Чем реальнее описываются действия персонажей, тем больше он воспринимаются как истинные. Чем сказочнее обустраивается сцена, тем больше зритель воспринимает ее как нереальность. Что касается исследуемой сцены – она не берет за основу действия сказочных персонажей, не имеет достаточного количества сказочных средств, позволяющих воспринять ее как сказку или как игру. Она представлена как реальная история, возводящая человека к многовековой истории (соответствующая одежда «Иисуса» и др.), поэтому является издевательством над человеческим образом. Данную сцену можно рассмотреть как подстрекательство к вражде, поскольку зрителю внушается либо поддержать это надругательство, либо провозгласить ценность зла и отрицания добра в мире. Если такой мультфильм будет просмотрен детьми, то это может привести к смешению этических представлений, повтору подобных действий, а также использованию употребляемой в мульфильме лексики («каки» и др.) в широком круге общения, поскольку именно та лексика, которая выделена спецэффектами,  разрешает такое поведение в обществе и не имеет ее опротестования.

Иными словами, мультфильм направлен на категорию людей с неустоявшимся или несформированным мировоззрением, в категорию которых могут попасть дети, как дошкольного, так и школьного возраста, а также люди с психическими расстройствами. По отношению ко взрослой категории населения можно наблюдать особым образом сформированную в мультфильме неприязнь и ненависть к образу Христа, мешающего в сознании многих людей господствовать злу над добром, что легко заметит и православный, и мусульманин, и вообще, любой добропорядочный человек.

Вывод по исследованию – ответ на поставленный вопрос.

Представленная на исследование сцена выпуска № 4 «Мультипликационные войны, часть II» сезона показа № 10 мультсериала «Южный парк», показывающая, как некто, именуемый в мультфильме и именующий себя как «Иисус», бросается фекалиями, действительно, является не только оскорбительной по отношению к чувствам верующих, но и антигуманной с педагогической точки зрения.

 

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования Ю.В. Микляева


Просмотров: 2266