Заключение д.пс.н. В.В. Рыжова от 16.10.2008 по м/ф сериала "Крутой учитель Онидзука" ТК "2х2"

Опубликовано в категории Мультфильмы телеканала "2x2" 17.10.2008

Предмет экспертизы: оценка содержания, формы и контекста сериала с точки зрения нравственно-психологического воздействия на личность несовершеннолетних детей и подростков по признакам пропаганды культа жестокости и насилия, а также соблюдения законодательства РФ.

 

Материалы для экспертизы: мультипликационные фильмы сериала "Крутой учитель Онидзука" телеканала "2х2", серии 5 - 21

 

Задача экспертизы: комплексная психологическая оценка воздействия сериала на личность детей и подростков в плане формирования личностных представлений и установок. Для психологической оценки воздействия привлечены данные научных психологических исследований в области виртуальной психологии, психологии восприятия экранных продуктов, педагогической психологии, психолингвистики.

 

Эксперт: доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологи Нижегородского государственного лингвистического университета, Рыжов Василий Васильевич.

 

Экспертное заключение

 

 
Психологический и психолингвистический анализ представленных видеоматериалов позволяет сформулировать следующие основные выводы и заключения, относительно их психологического воздействия на личность несовершеннолетних.

В анализируемом сериале центральной фигурой, через которую как бы преломляются, транслируются зрителю нравственно-психологические нормативы поведения, является фигура "крутого учителя" Онидзуки. Для усиления этой роли образу учителю придается ряд позитивных черт, характеризующих своеобразное благородство его мотивов и поступков, способность быть выше "обыденной рутины" окружающей школьной действительности и т.п.

Данный прием является обычным в практике психологического воздействия на личность, на ее сознание и, особенно, на подсознание. Этот прием особенно эффективен в случае воздействия на формирующуюся, незрелую пока личность ребенка, особенно подросткового возраста. При этом характеристика личности учителя несет в себе целый комплекс свойств, характеризующих безнравственного, жестокого и циничного человека, через образ которого ярко и недвусмысленно пропагандируются не только эти качества, но и выражающие их действия и поступки "героя".

Например, в серии "Урок 5 "Глаз за глаз, зад за зад" от 25.08.2008 под руководством учителя Онидзуки совершается акт насилия над ученицами в отмщение за издевательство девочек над учеником Есикавой. Эти издевательства довели ученика до суицида. Надо заметить, что образцы таких издевательств демонстрирует сам учитель повсеместно на протяжении всего сериала. Сцены насилия над девочками в данной 5 серии носит явно педофильный характер, потому что представляет оголенные девичьи тела с оскорбительными надписями. В этой серии помимо жестокости, показанной явно и, причем со стороны педагога, который избивает связанных девочек палкой и подвергает их унизительному раздеванию, имеют место изображения детской порнографии в виде изображения голого мальчика и рассматривания его половых органов девочками, а также фотографирования Онидзукой оголенных девичьих тел. Фотографии передаются детям.          Согласно ст. 4 закона РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991, № 21-24-1 не допускается использование СМИ, пропагандирующих порнографию, культ жестокости и насилия. В данном случае мы имеем прямое нарушение этой статьи закона РФ.

Также в серии "Урок 16" от 09.09.2008 показано, что учитель Онидзука, узнав, что ему осталось жить только месяц, решает взять от жизни все, и наибольшее сожаление у него вызывает мысль: "Неужели я так и умру девственником!" Используя возникшую к нему жалость со стороны учеников, он совращает несовершеннолетнюю ученицу. Показ и смакование подобных сцен в виде продукции, ориентированных на несовершеннолетних детей и подростков также противоречит вышеуказанному законодательству.

Серия "Урок 20" от 09.09.2008 представляет собою очень циничный урок насилия и жестокости. Здесь Онидзука совершает публичное оскорбление, насилие и жестокость по отношению к другому учителю, пожилому завучу школы, путем обливания его краской и подвергает осмеянию, когда посылает в женскую душевую и поручает ученицам принести ему, голому, полотенце. Эта серия описывает не только развратные действия Онидзуки по отношению к школьницам, в частности, к дочери униженного им завуча, с которой он уединяется якобы для домашних занятий, но и его провокации для вовлечения в них и других учителей, и цинично высмеиваются попытки администрации и родителей остановить его. В завершении фильма показано совращение малолетней ученицы, вызвавшее негодование родителей и прямые обвинения учителя в разврате и извращениях. За образом учителя стоит в целом безнравственная и во многом патологическая личность, совершающая не просто безнравственные, но и преступные действия. Представленная в сериале сущность этого человека вряд ли может характеризовать учителя и воспитателя, разве что учителя безнравственности.    Каждому понятно, что отдельные позитивные черты этой личности, иногда выделяемые или демонстрируемые авторами, не меняют ее патологической и преступной сущности. Действительно, и среди пиратов или профессиональных мошенников (то есть преступников по определению) существует и довольно строго соблюдается некий "кодекс чести", в котором они демонстрируют свою "благородную личность", но это их "благородство" нисколько не изменяет, но даже, наоборот, усиливает их отвратительную суть. По существу, образ Онидзуки внедряется в сознание несовершеннолетних зрителей в качестве идеального образа для подражания, формируется собирательный образ «крутого взрослого», неразрывно связанный, как можно видеть по сюжетам сериала, с маргинальным сознанием, курением табака, явно патологической психической неустойчивостью, непредсказуемыми взрывами жестокости и насилия.

Рассматривая анализируемый сериал в общем контексте вещания телеканала "2х2", следует отметить, что показу каждой серии фильма предшествуют совершенно "дикие" по содержанию, "убийственные" по форме и "неотвратимые" по воздействию на личность кадры, подаваемые в виде мельканий. Они представляют собой:

– изображения сцен жестокости, мучительных страданий,

– многочисленных человеческих черепов, скоплений мертвых человеческих тел, а также живых, корчащихся в сексуальных, болезненных, смертельных и иного рода движениях,

– изображений возвышающихся над людьми или наезжающих на зрителя "суперменов",

– изображение оскаленных зубов,

– кадры, на которых изображены сцены насилия,

– кадры с изображением "героя" и "злодея",

– различного рода призывные надписи и лозунги, типа "Час расплаты настал", "Не будете смотреть – больше не покажем", образы "героя" и "злодея".

– рефреном среди таких призывов демонстрируется призыв "Телевидение кончилось – началось зло".

Согласно имеющимся данным исследований в области психологии восприятия экранных продуктов (Лещук, И. Экология духа / И. Лещук. – Черкассы: Изд-во Смирна, 2006. – 376 с.; Мельник, Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты / Г.С. Мельник. – М., 1996; Носов Н.А. Виртуальная психология. - М.: Аграф, 2000 и др.), всякая подаваемая через экран в виде мельканий продукция, преследует цель воздействия на подсознание. И, следовательно, это воздействие не может быть сознательно предотвращено, особенно применительно к психике детей и подростков. При этом подсознательное воздействие, связанное с формированием установки на жестокость, насилие, страдание, сексуальные потребности и т.п. формирует устойчивую установку на последующее восприятие фильмов. Эта установка готовит психику юного зрителя к бестрепетному восприятию ожидающих его в мультфильме сцен жестокости, насилия, цинизма и развращения.

Следует отметить, анализируя многочисленные эпизоды сериала и давая им нравственно-психологическую (и юридическую) оценку, что в целом образ учителя в сериале патологически искажен, причем на примере нескольких учителей высвечиваются и "смакуются" разнообразные личностные пороки. Это было бы хоть как-то оправдано, если бы преследовалась цель на основе "непредвзятой" критики показать, "как не надо быть". Но, по-видимому, конечная цель как раз противоположная.

 По мнению всех ведущих специалистов в области педагогической психологии, личности учителя, педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке. Образ учителя всегда, на уровне архетипа, связан в сознании людей с образцом для подражания. При этом согласно психологическим исследованиям, чем меньше возраст ребенка, тем в большей мере ребенок склонен безоговорочно доверять педагогу и следовать образцам его поведения.

Анализируемый сериал, с этой точки зрения, может быть оценен как пасквиль на учителей, авторы которого пытаются доказать противоположное и, тем самым, запрограммировать сознание несовершеннолетних детей и подростков на жестокое и безнравственного поведение. Таким образом, создатели сериала, а вместе с ними и организаторы показа осуществляют вредоносное психологическое влияние на подрастающее поколение.

Согласно законодательству РФ описанные деяния должны быть квалифицированны как противозаконные и преступные.

 

Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова В.В. Рыжов


Просмотров: 5395