Заключение канд. психолог. наук. Т.М. Горбачевой от 07.10.2008 по мультсериалу "Василиск"

Опубликовано в категории Мультфильмы телеканала "2x2" 25.11.2008

Основание для заключения – запрос Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по городу Москве и Московской области.

 

Информация об эксперте.

Горбачева Татьяна Михайловна, старший научный сотрудник Института религии и права, кандидат психологических наук, стаж научной деятельности составляет 10 лет, стаж выполнения экспертной работы составляет 7 лет.

 

Предмет заключения: смысловое содержание и психологическое воздействие на зрителей 4 представленных выпусков анимационного сериала «Василиск» (выпуск «Кагеро. Очарование смерти»,выпуск «Смертельный ужас», выпуск «Отблеск видений», выпуск «Встретимся в следующей жизни»), транслировавшихся 2 сентября 2008 года в эфире телепрограммы «Телеканал 2х2 Москва», наличие в них признаков пропаганды культа насилия и жестокости.

 

Методы исследования представленных аудио-видеоматериалов: методы психологического и логико-семантического анализа.

 

Мотивировочная часть.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу представленных аудио-видеоматериалов, следует отметить, что в известной текстовой формуле «пропаганда культа насилия и жестокости» слово «культ» должно толковаться не в смысле религиозного или квазирелигиозного культа, а в смысле культивирования, психологического навязывания насилия и жестокости, формирования соответствующих психологических и нравственных отрицательных установок.

Согласно научно-практическим подходам, реализуемым экспертами НИИ Академии Генпрокуратуры РФ (к.ю.н. О.В. Пристанская), пропаганда насилия и жестокости – распространение информации, направленное на формирование в массовом сознании установок и(или) стереотипов насильственного или жестокого поведения, либо имеющее целью побудить или побуждающее к актам противоправного насилия и(или) жестокого обращения с человеком или животным, в том числе путем эстетизации, романтизации или героизации [1] насилия и жестокости, их оправдания [2] или представления как нормы поведения [3], либо в качестве приемлемого и(или) преимущественного способа разрешения конфликтов и жизненных проблем. При этом пропаганда – это деятельность физических и(или) юридических лиц по распространению информации, направленная на формирование в массовом сознании установок и(или) стереотипов поведения, либо имеющая цель побудить или побуждающая лиц, которым она адресована, к совершению каких-либо действий или к воздержанию от их совершения [4]. Этого подхода и будем далее придерживаться в понимании понятия «пропаганда насилия и жестокости». Соответственно, с учетом ранее сказанного, будем воспринимать и понимать выражение «пропаганда культа насилия и жестокости».

Слово «жестокое» в русском языке понимается и трактуется как «крайне суровое, безжалостное, беспощадное» [5]. По существу, применительно к содержанию представленного сериала лучшей краткой, но ёмкой оценки и не найти.

Проведенный психологический и логико-семантический анализ представленных выпусков анимационного сериала «Василиск» совершенно четко и достоверно устанавливает следующие признаки пропаганды культа насилия и жестокости в этом сериале (фактически все эти проявления есть в каждом из представленных выпусков, поэтому излишне подробных отсылок к конкретным сценам выпусков сериала здесь избегаем):

 

1. Культ насилия и жестокости ради культа насилия и жестокости – как доминирующая смысловая парадигма сериала.

В процессе указанного анализа была установлена обоснованность определения насилия и жестокости, их культивирования и пропаганды в самых жестких формах в качестве доминирующей парадигмы, магистрального и всеобъемлющего лейтмотива сериала. В этих фильмах жестокость и насилие демонстрируются исключительно – ради самих себя, жестокости и насилия. Насилие и жестокость неразрывно связаны и являют собою «вещь в себе».

Все прочее – люди, их лица, мысли, переживания, поведенческие признаки и особенности, поступки и вербальное общение – все это лишь играет третьестепенную роль фона, незначительного визуального и аудио-динамического фона, придающего видимость хоть какой-то осмысленности этого сериала.

Персонажи сериала «борются за мало кому понятные амулеты», походя убивая окружающих, подвергая их жесточайшим пыткам, насилуя женщин, причиняя страшные увечья людям разного пола и самого разного возраста.

 

2. Направленная интерриоризация танатизации в качестве нормы.

Здесь направленная извне интерриоризация - это понуждение индивида к включению в свой внутренний мир навязываемых ему взглядов, ценностных установок и психологических акцентуаций. Танатизация здесь - наполнение смыслом смерти и запредельно жестокого насилия (неминуемо приводящего к смерти, смертогенного насилия) окружающего семантического поля и виртуального мира персонажей этого анимационного сериала.

Сериал принудительно добивается своего рода вплавления, вращивания в сознание зрителей представлений о нормальности жестокости и насилия в самых крайних формах. Это производится путем эстетизации, романтизации или героизации насилия и жестокости, их оправдания или представления как нормы поведения, либо в качестве приемлемого и(или) преимущественного способа разрешения конфликтов и жизненных проблем;

На выходе после просмотра будет вполне положительное, даже одобрительное отношение к совершению актов жуткой жестокости и страшного насилия. Эти акты превращаются посредством воздействия на зрителя указанного сериала в обыденность или даже во вполне допускаемую необходимость или даже обязанность в недалеком будущем.

В качестве, быть может, не вполне корректной, но ярко иллюстративной аналогией здесь могла бы стать гипотетическая картинка, изображающая быт семьи или даже деревни маньяков -кровавых убийц, которые в перерывах между совершаемыми ими жесточайшими убийствами своих жертв (что детализировано и крайне натуралистично, с гиперреализмом транслировалось бы в телеэфире) что-то обсуждали бы, показывалось бы, как они готовят пищу, обсуждают кого из жертв-людей приготовить сегодня на ужин, какие оценки в школе у соседского мальчика, а потом снова показывались бы зверские убийства.

 

3.      Культивирование насилия и жестокости через визуализацию упоения насилием и жестокостью.

Сцена пытки, садистского истязания обнаженной женщины, она привязана к столбу, истекает кровью, руки выломаны назад, в тело методично всаживаются иглы. Жертва кричит от боли и страданий, при этом истязатель улыбается, наслаждаясь своими садистскими действиями (выпуск «Смертельный ужас»).

 

4.      Культивирование насилия и жестокости через извращенную сексуализацию насилия и жестокости.

При просмотре сериала фиксируется постоянное акцентирование его создателями внимания зрителей на область половых органов и смакования воспоминаниями имевших место ранее сексуальных насильственных актов (выпуск «Кагеро. Очарование смерти», выпуск «Смертельный ужас»).

Демонстрируется сцена изнасилования девушки, определяемое героем как лишение невинности и подчинение воли мужчины-господина, причем в присутствии зрителей и сопровождаемое образами сексуальных фантазий совершения половых актов с другим партнером (выпуск «Кагеро. Очарование смерти»).

Показательна сцена изнасилования другой девочки (девушки) в садистско-извращенной форме (выпуск «Смертельный ужас»).

 

5.      Культивирование насилия и жестокости через педантично скрупулезную фиксацию самых мелких деталей и подробностей насильственных смертей, страшных мучений и агонии людей.

Сцена битвы на мечах с детализацией и смакованием перерезания горла, отрезания головы (выпуск «Отблеск видений»). Сцена с крупным планом отрывающейся головы человека (выпуск «Отблеск видений»).

 

6.      Культивирование насилия и жестокости через использование особого звукового фона.

Надо признать, что создатели сериала добились высочайшей степени реалистичности криков боли, ужаса, отчаяния и агонии людей, подвергаемых страшным пыткам, испускающих по сюжету сериала последний вздох или цепляющихся изо всех сил за жизнь, но страшно изувеченных, претерпевающих невыносимые страдания (все представленные выпуски).

 

7.      Культивирование насилия и жестокости посредством направленной интерриоризации суицидальных интенций и акцентуаций, формирование суицидальных психопатических стереотипов.

Сцена разговора девочки и её друга: «вы должны убить меня, а я вас» - повтор несколько раз (выпуск «Отблеск видений»). Сцена, где девочка просит: «Убейте меня!» (выпуск «Отблеск видений»). Сцена массового крайне жестокого и кровавого самоубийства группы людей, сопровождающаяся детализованной демонстрацией перерезания горла во всех деталях, отрезания голов и т.п. (выпуск «Встретимся в следующей жизни»). Сцена, в которой персонаж сериала, держа на руках труп убившей себя девочки заходит в реку, произносит слова о том, что наши души должны соединиться, также пронзает себя мечом, совершая акт суицида (выпуск «Встретимся в следующей жизни»). Сцена совершения девочкой самоубийства, протыкая насквозь мечом свою грудную клетку (выпуск «Встретимся в следующей жизни»).

 

8.      Культивирование насилия и жестокости посредством жесткой эстетизации смерти и тления.

Демонстрируемые в сериале трупы убитых (во множестве) людей явно представляются в ракурсе некрофильского характера. Складывается впечатление, что художники-аниматоры буквально смаковали каждую черточку тления мертвого человеческого тела.

Сцена показа крупным планом, детализованно окровавленного трупа младенца и обезображенных трупов взрослых людей (выпуск «Отблеск видений»).

 

9.      Культивирование насилия и жестокости посредством явно чрезмерного аккумулирования в одном сериале множества изощренных способов нанесения увечий и лишения жизни.

 

 

10.    Огромнейшая сила и глубина психологического воздействия пропаганды и культивирования сериалом насилия и жестокости на сознание зрителей.

Данный сериал, по существу – современный экспресс-курс маньяков-асассинов – оказывает самое вредное воздействие на физическое, психическое или нравственное развитие общества, в особенности молодежи, способствуя, например, развитию бесчувственности к страданию, чувству незащищенности и неуверенности. Если этот сериал не будет запрещен, то через не слишком продолжительное время он обеспечит воспроизводство многочисленной плеяды маньяков-убийц, которые просто заполонят нашу страну и зальют ее кровью.

Надо отметить, что сериал транслировался 2 сентября 2008 года в дневное время, когда его смотрели дети.

 

Резолютивная часть. Выводы.

Да. Нет никаких сомнений, что представленные на анализ серии анимационного сериала «Василиск», транслировавшиеся 2 сентября 2008 года в эфире телепрограммы «Телеканал 2x2 Москва» обладают признаками пропаганды культа насилия и жестокости.

 

Старший научный сотрудник Института религии и права, кандидат психологических наук Горбачева Т.М.

 

Сноски

1. Проект Основных направлений государственной социальной политики по улучшению качества жизни детей в Российской Федерации до 2010 г. (национальный план действий в интересах детей): «…ужесточение мер по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Для этого: обеспечить проведение политики этической экспертизы в СМИ, направленной на дегероизацию насилия; обеспечить запрет на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости...».

2. Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты (МТП): «…реклама не должна восприниматься как оправдывающая насилие при осуществлении действий, противоречащих законам и общепринятым правилам социального поведения конкретной страны».

3. Рекомендации № R (97)19 Комитета Министров стран-участниц Совета Европы о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации от 30 октября 1997 г.: «…насилие иногда представляется в СМИ как норма поведения либо даже прославляется в целях привлечения большей аудитории…»

4. См. п. 4.1. Постановления Конституционного Суд Российской Федерации от 30 октября 2003 г. N 15-П.

5. Словарь русского языка. Составитель С.И. Ожегов. 21-е издание. М. Издательство «Русский язык». 1989. С.166.
 
 
 
 

Просмотров: 5812