Разъяснение д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецова и д.ю.н. И.В. Понкина от 11.07.2006 по правовым условиям переименования Свердловской области

Опубликовано в категории Чуждые наименования 20.06.2008

1. Конституционно-правовое регулирование порядка изменения наименования Свердловской области на Екатеринбургскую область

 

В соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 1 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ, порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской  Федерации устанавливается статьей 137 Конституции Российской  Федерации и указанным Федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 28.11.1995 № 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации постановил, что изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации включаются в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент Российской Федерации использует полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении установил, что в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Такое решение, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, является правовым основанием для внесения нового наименования в статью 65 Конституции Российской Федерации. Статья 137 Конституции Российской Федерации предусматривает особые случаи внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации. Из сопоставления частей 1 и 2 статьи 137 и части 5 статьи 66 Конституции Российской Федерации следует, что только такие изменения статьи 65, которые связаны с принятием в Российскую Федерацию и образованием в ее составе нового субъекта, с изменением конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона. Для включения в Конституцию Российской Федерации лишь нового наименования субъекта Российской Федерации принятие федерального конституционного закона не требуется. Не является необходимой в данном случае и процедура, предусмотренная статьей 136 Конституции Российской Федерации, которая в соответствии с толкованием, данным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года, завершается принятием специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Предусмотренный частью 2 статьи 137 упрощенный порядок включения в статью 65 нового наименования субъекта Российской Федерации допустим только в тех случаях, если переименование не связано с возможными отступлениями от смысла иных конституционных норм и потому не требует применения процедур, перечисленных в статьях 135, 136 и 137 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Новое наименование субъекта Российской Федерации, по смыслу части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации подлежащее включению в статью 65 Конституции Российской Федерации в упрощенном порядке, не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией Российской Федерации, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции Российской Федерации идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этнические традиции. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в статью 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации о приведении наименования субъекта Российской Федерации в тексте Конституции Российской Федерации в соответствие с решением субъекта Российской Федерации.

Применительно к рассматриваемому случаю, изменение наименования субъекта Российской Федерации «Свердловская область» на «Екатеринбургская область» никак не затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом, а равно интересы других государств, никак не предполагает и не влечет за собой изменения состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. Следовательно, отсутствуют какие бы то ни было конституционно-правовые основания, препятствующие изменению наименования Свердловской области на Екатеринбургскую область.

Рассматривая дело о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что изменение наименования субъектов Российской Федерации находится в ведении субъектов Российской Федерации, поэтому такое переименование (при выполнении указанных выше ограничений и требований к такому переименованию) реализуется посредством нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а затем, на основании этого, Указом Президента Российской Федерации вносится изменение в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации.

В 1996 г. Президент Российской Федерации издал 2 Указа – от 9 января 1996 года (в часть 1 статьи 65 были включены наименования – Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия – Алания) и от 10 февраля 1996 года (в часть 1 статьи 65 было включено новое наименование субъекта Российской Федерации – Республика Калмыкия).

Однако позднее частью 4 статьи 9 Федерального закона «О наименованиях географических объектов» от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ было установлено, что переименование республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также городов Российской Федерации осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов Российской Федерации.

При этом, согласно толкованию Конституционного Суда Российской Федерации (в указанном выше Постановлении от 28.11.1995 № 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации), переименование субъекта закрепляется именно в форме федерального закона, а не в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, установленного Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ.

То есть законодатель, принимая Федеральный закон «О наименованиях географических объектов» от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ, исходил из того, что Конституционный Суд Российской Федерации в своем толковании акцентировал именно возможность внесения изменений в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации не в форме Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, то есть не в усложненной форме, а исключительные права субъекта Российской Федерации на принятие решения об изменении собственного наименования сохранены и реализуются (хотя уже и в ином порядке, нежели до 1997 г.) посредством того, что именно и исключительно только субъект Российской Федерации вправе выступить с представлением о принятии федерального закона о переименовании данного субъекта Российской Федерации.

Отнесение процедуры собственно переименования к ведению Российской Федерации корреспондирует пункту «р» статьи 71 Конституции Российской Федерации, относящему вопросы наименования географических объектов к исключительному ведению Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона «О наименованиях географических объектов» от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов рассматривает предложения о присвоении наименований географическим объектам и о переименовании географических объектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Устава Свердловской области (вредакции Областных законов от 13.03.1995 № 6-ОЗ, от 22.02.1996 № 9-ОЗ, от 11.07.1996 № 25-ОЗ, от 12.03.1997 № 8-ОЗ, от 22.04.1999 № 8-ОЗ и № 9-ОЗ, от 22.01.2001 № 1-ОЗ, от 02.04.2001 № 31-ОЗ, от 23.07.2001 № 45-ОЗ, от 28.11.2001 № 51-ОЗ, от 27.12.2001 № 78-ОЗ, от 22.02.2002 № 4-ОЗ, от 25.06.2002 № 20-ОЗ, от 22.07.2002 № 23-ОЗ, от 10.06.2003 № 15-ОЗ, от 25.11.2004 № 188-ОЗ, от 22.11.2004 № 174-ОЗ, от 27.12.2004 № 210-ОЗ и от 28.03.2005 № 13-ОЗ), Свердловская область самостоятельно решает вопрос об изменении своего наименования. Самостоятельность Свердловской области в решении данного вопроса реализуется, как уже было указано, в том, что именно и исключительно только Свердловская область в лице Законодательного Собрания Свердловской области может внести представление об изменении своего наименования.

Согласно пунктам 1, 4, 5 и 8 Порядка рассмотрения Федеральной службой геодезии и картографии России предложений о присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1999 г. № 554, предложение о переименовании географического объекта направляется в Федеральную службу геодезии и картографии России на экспертизу с обосновывающими данное предложение документами и расчетами затрат на переименование географических объектов. Поступившее предложение о переименовании географического объекта на территории субъекта Российской Федерации (сюда подпадает и случай, когда переименуется сам субъект Российской Федерации, при учете указанных выше требований) Федеральная служба геодезии и картографии России при необходимости направляет для заключения: заинтересованным федеральным органам исполнительной власти или находящимся в их ведении организациям, которые представляют это заключение в месячный срок; Межведомственной комиссии по географическим названиям, если требуется согласование этих предложений с несколькими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Результаты экспертизы предложения о переименовании географического объекта на территории субъектов Российской Федерации Федеральная служба геодезии и картографии России в месячный срок после получения предусмотренных в пункте 4 указанного Порядка заключений сообщает направившему это предложение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации. Предложение о переименовании географического объекта, отклоненное Федеральной службой геодезии и картографии России или Межведомственной комиссией по географическим названиям, может быть рассмотрено ими повторно при представлении новых материалов и данных, обосновывающих это предложение.

Поэтому в вопросе о переименовании Свердловской области в Екатеринбургскую область, учитывая все еще очень высокую степень мифологизации общественного сознания (как результат большевистской и, позднее, советской пропаганды), необходимо очень серьезно и ответственно подойти к подготовке обосновывающих это предложение документов.

Таким образом, изменение наименования Свердловской области на Екатеринбургскую область должно быть осуществлено в следующем порядке:

• принятие Законодательным Собранием Свердловской области решения о реализации своего права законодательной инициативы – о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О переименовании Свердловской области в Екатеринбургскую область», а также документы с необходимыми обоснованиями;

• направление предложения о переименовании географического объекта (Свердловской области) в Федеральную службу геодезии и картографии России на экспертизу с обосновывающими данное предложение документами и расчетами затрат;

• внесение Законодательным Собранием Свердловской области проекта федерального закона «О переименовании Свердловской области в Екатеринбургскую область» в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в установленном законом порядке;

• принятие федерального закона «О переименовании Свердловской области в Екатеринбургскую область»;

• издание Указа Президента Российской Федерации о внесении изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с переименованием Свердловской области в Екатеринбургскую область.

 

 

2. Соответствие изменения наименования Свердловской области на Екатеринбургскую область требованиям законодательства Российской Федерации о наименованиях географических объектов

Такое переименование вполне отвечает требованиям части 2 статьи 7 Федерального закона «О наименованиях географических объектов» от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ, поскольку новое наименование:

отражает наиболее характерные особенности жизни и деятельности населения и признаки географического объекта, поскольку территория нынешней Свердловской области исторически сформировалась и большую часть своей истории развивалась под наименованием Екатеринбургской области (губернии);

состоит не более чем из трех слов,

естественно вписывается в уже существующую систему наименований географических объектов, поскольку центром Свердловской области уже длительное время является город Екатеринбург, следовательно, возвращение исторического наименования, точно соответствующего наименованию центра данного субъекта Российской Федерации является логичным, оправданным, обоснованным и целесообразным;

не повторяет наименование другого однородного географического объекта – субъекта Российской Федерации, также не существует одноименных и однокоренных наименований, кроме, что вполне закономерно, однокоренного наименования центра Свердловской области – Екатеринбурга.

 

 

3. Основания для требования изменения наименования Свердловской области на Екатеринбургскую область

Основаниями для требования изменения наименования Свердловской области на Екатеринбургскую область являются:

 

3.1. Необходимость соблюдения требования об учете географическими наименованиями исторического и культурного наследия народов Российской Федерации

Преамбула Федерального закона «О наименованиях географических объектов» от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ устанавливает требование сохранения наименований географических объектов как составной части исторического и культурного наследия народов Российской Федерации.

Наименование «Свердловская» не отражает ни исторического, ни культурного наследия ни одного из народов России, отражает лишь весьма печальное наследие большевистского антирусского и бесчеловечного режима.

Тем более, что в нашей официально была запрещена КПСС, одним из основателей и видных деятелей и был Я. Свердлов.

 

3.2. Необходимость возвращения отдельным географическим объектам наименований, широко известных в прошлом и настоящем

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона «О наименованиях географических объектов» от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ, переименование географических объектов допускается также в целях возвращения отдельным географическим объектам наименований, широко известных в прошлом и настоящем. Поскольку Екатеринбургская область (губерния) является наименованием, широко известным в прошлом и по-прежнему широко известным в настоящем, в аспекте исторического наследия населения данного региона, то переименование (возращение старого наименования) вполне обоснованно и правомерно.

 

3.3. Необходимость нормализации наименования данного субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона «О наименованиях географических объектов» от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ, нормализация наименования географического объекта – выбор наиболее употребляемого наименования географического объекта и определение написания данного наименования на языке, на котором оно употребляется.

Часть 1 статьи 8 указанного Федерального закона устанавливает, что нормализация наименований географических объектов на русском языке осуществляется в соответствии с правилами и традициями употребления наименований географических объектов на русском языке.

Слово «свердловская» является по своему звучанию и написанию (из первых 10 букв всего 2 гласных, почти все согласные – звонкие; слово является трудно выговариваемым и плохо воспринимаемым для слуха; нетипичная, явно ущербная для русского языка фонетика), с точки зрения правил русского языка, явно ненормальным и очевидно требующим нормализации.

 

 

4. Изначальная необоснованность, нынешняя и будущая конфликтогенность именования Свердловской области в честь Я. Свердлова

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона «О наименованиях географических объектов» от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ, географическим объектам могут присваиваться имена лиц, непосредственно принимавших участие в открытии, изучении, освоении или основании географических объектов. Имена выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки и культуры и других имеющих заслуги перед государством лиц посмертно могут присваиваться географическим объектам, которые не имеют наименований.

Я. Свердлов не принимал никакого участия в открытии, изучении, освоении или основании Екатеринбургской области (губернии), не являлся выдающимся деятелем науки и культуры, не имел никаких выдающихся заслуг перед российской государственностью. Его государственные «заслуги» в восприятии приверженцев идеологии большевизма, в действительности, были неотъемлемым образом связаны с его прямым и непосредственным участием в антизаконном свержении легитимной власти Российской Империи, в организации и осуществлении большевистского геноцида русского и других народов России, в организации международного терроризма, именовавшегося тогда «подготовкой мировой революции».

Кроме того, наделение его именем (фамилией) Екатеринбургской области (губернии) было необоснованным, так как до того указанная губерния в течение длительного времени имела собственное наименование.

Продолжение использования наименования «Свердловская область» является сильнейшим фактором оскорбления религиозных чувств верующих христиан и мусульман России.

 

5. Необходимые мероприятия

Для решения поставленной задачи – переименования Свердловской области в Екатеринбургскую область – требуется проведение следующих мероприятий (необходимо подготовить следующие документы и материалы):

• обоснование участия Я. Свердлова в геноциде русского народа, в ненависти и нетерпимости к православному христианству и исламу (в том числе обоснование на основе исследования опубликованных работ Я. Свердлова), как следствие, наличия оскорбления религиозных чувств верующих самим фактом именования области как «Свердловская» (необходимо подготовить пакет документов, подписанных историками, юристами и филологами);

• обоснование необходимости переименования в связи с требованиями норм законодательства Российской Федерации о реабилитации репрессированных народов (необходимо подготовить пакет правовых заключений);

• обоснование необходимости переименования в связи с требованиями законодательства о противодействии экстремистской деятельности и о противодействии терроризму, через обоснование того, что в демократическом правовом государстве субъект федерации не может носить имя экстремиста и международного террориста Я. Свердлова (необходимо подготовить пакет правовых заключений);

• расчет затрат на переименование Свердловской области в Екатеринбургскую область;

• проект решения Совета по делам казачества при Президенте Российской Федерации «О дополнительных мерах по реализации законодательства Российской Федерации о реабилитации репрессированных народов»;

• проведение Парламентских слушаний по данной проблеме;

• пакет заявлений общественных и религиозных организаций города Екатеринбурга и Свердловской области с требованиями о переименовании Свердловской области в Екатеринбургскую область;

• проект решения Законодательного Собрания Свердловской области о законодательной инициативе – внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О переименовании Свердловской области в Екатеринбургскую область», а также документы с необходимыми обоснованиями;

• пакет документов в обоснование предложения о присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов, направляемого в Федеральную службу геодезии и картографии России на экспертизу (обосновывающие данное предложение документами и расчеты затрат на переименование);

• проект федерального закона «О переименовании Свердловской области в Екатеринбургскую область», а также документы с необходимыми обоснованиями;

• проект Указа Президента Российской Федерации о внесении изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с переименованием Свердловской области в Екатеринбургскую область.

 

Доктор юридических наук, профессор

М.Н. Кузнецов

 

Доктор юридических наук

И.В. Понкин


Просмотров: 3261