Петракова Т.Н.,Мелехова Г.Н.,Мигдисов Я.С.Рецензия на уч.пособие для учрежд. системы повыш. квалиф. «Основы мировых религиозных культур»_Ч.2

Опубликовано в категории Эксперимент ОРКиСЭ 06.06.2010

Петракова Т.Н., Мелехова Г.Н., Мигдисов Я.С. Рецензия на учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации «Основы мировых религиозных культур», май 2010 г.

 

 

Начало

Весьма ограниченный объем курса (модуля) остро ставит проблему распределения времени. Предложенное планирование в каких-то темах избыточно. Не понятно, зачем 2 урока подряд прорабатывается тема «Культура и религия»; при этом авторы разработки не предлагают никаких оригинальных методик – оба урока все та же работа с книгой – чтение, комментарии, пересказ текста из учебного пособия. Общеизвестно, что дети плохо воспринимают и усваивают абстрактные понятия. При столь кратком объеме 2 урока изучается тема «Возникновение религий». На одном уроке речь идет о древнейших верованиях (язычестве и монотеистической религии евреев), на другом – о возникновении мировых религий. Между тем в названии курса «Основы мировых религиозных культур» отбор религий произведен: изучению подлежат именно «мировые» религии, к коим язычество не относится.

Но, главное, авторами данного пособия забыто, что в России Православие является государствообразующей и культурообразующей религией. Авторы пособия ставят на одну ступень и придают одинаковую степень важности изучению российскими школьниками основ православия, ислама, буддизма, иудаизма. Более того, основы Православия, по сравнению с иными религиями, занимают меньший объем. Например, среди священных книг религий нет упоминания Евангелия, в то время как изучаются вопросы, касающиеся содержания Вед, Авесты, Типитаки, Торы, Корана, Канона. В методических указаниях делается особый упор на то, что во время урока должно быть «чтение-погружение», причем такая методика относится к чтению древних легенд, исторических документов, литературных произведений. Это было бы приемлемо, если бы далее не следовало: «непременно встанет вопрос о том, в какой форме организовать работу с фрагментами священных книг»; перечисляется: Ветхий Завет, Евангелие, Коран, Тора (с. 10). Среди вопросов и заданий, адресованных школьникам, значатся: «Как евреи называли свое Священное Писание? Из каких частей состоит Священное Писание иудеев? Назовите создателей Евангелия. Как называется священная книга мусульман? Кто диктовал Мухаммаду священные тесты? Как называются разные части священной книги мусуль­ман?» (с. 11). Создается впечатление, что это урок основ иудаизма и ислама.

Далее авторы пишут: «Предложенные фрагменты текстов завораживают, очаро­вывают, в них надо вслушаться, вчувствоваться, понимаешь их не умом, а каким-то шестым чувством. Их особая стилис­тика, насыщенная метафоричность должны стать предметом работы чувств, интуиции. Стоит ли разрушать их таинство, музыку?» Эти восхищения адресованы основам чужих религий: иудаизма и ислама.

Ничего подобного об основах Православия не сказано. Случайность?

Нет, не случайность. Далее в пособии указано, что читать тексты нужно несколько раз, и обязательно надо проговорить с детьми, а часть слов «останется загадкой до лучших времен, до следующего прикосновения к этим источникам, в этом нет ничего плохого». Здесь плохо скрытое принуждение детей к изучению, продолжительному и неоднократному, чужой религии, странный и недопустимый в образовании мистический флер«именно тайна снова и снова возвращает нас к их прочтению». Религия, особенно чужая, как ислам и иудаизм, должна быть в отрыве от всего, чтобы стать наркотиком.Зачастую даже взрослому человеку трудно разобраться в религиозных понятиях и объективно воспринимать изучаемый материал, а в данном случае речь идет о школьниках 9-10-летнего возраста.

Такое содержание курса в Российской Федерации, где русские составляют около 80%, является попыткой развала духовной культуры русского народа, это – зло с далеко идущими последствиями.

По выражению авторов данного учебного пособия, в качестве одного из основных методических подходов в преподавании рассматривается возможность для учащегося «создавать собственную духовную культуру» (с. 7). О какой собственной духовной культуре ребенка идет речь? О той, которая сложится в результате изучения основ Православия наряду с изучением мусульманских сур и знанием специфики выполнения религиозных ритуалов? О духовной культуре, сложившейся в результате изучения правил поведения в мечети или в буддийском храме? Все-таки Россия, хоть и является многонациональным государством, исторически не отделима от православной культуры, которая, складываясь в течение длительного исторического периода, была и остается фундаментальной основой духовной культуры русского народа.

В пособии отмечено, что «в планировании зачастую содержится избыточный материал, что позволит учителю творчески подходить к решению педагогических и методических задач» (с. 5). В отношении изучения основ религий творчество – тонкое место, ибо от учителя, от его религиозного мировоззрения зависят представления, которые он сформирует у детей. Не допустимо, чтобы творчество учителя было направлено на переработку и модернизацию традиционных религий, выработку и внедрение в сознание ребенка их адаптированных вариантов.

Духовная культура имеет тесную связь с понятием патриотизма, а религия является элементом духовной жизни общества наряду с моралью, правом, искусством и наукой. Вытеснение основ присущей народу религии путем внедрения элементов иной религии влечет за собой трансформацию культуры и самосознания народа, что может, в конечном счете, привести к его деградации и гибели. С точки зрения школьного образования, учебной дисциплины, изучение религии должно приобщать учащихся к ценностям своей традиции, родной национальной культуры, тем более что каждая религия предполагает различные ценности и неодинаковый подход к ним.

Сегодня гораздо более важно предоставить школьникам возможность познать духовную культуру своего народа. А чтобы в учебном процессе не было ущерба другим религиозным мировоззрениям, необходимо разработать такую программу, по которой основы различных религий будут преподаваться по отдельности.

Выводы

Учебное издание «Основы мировых религиозных культур» является не пособием, а учебно-методической разработкой, которая концептуально не состоятельна, небрежно издана, не чужда мистическим настроениям, лишена культуросообразности. По существу, издание представляет собой средство навязывания ребенку и его семье невостребованных ими компиляций из различных религий. Посему оно не может быть допущено к использованию ни при подготовке школьных учителей, ни в процессе подготовки учебных занятий в школе.

Петракова Татьяна Ивановна, профессор МПГУ, методист УМЦ по профессиональному образованию ДО г. Москвы, д.п.н.

Мелехова Галина Николаевна, доцент кафедры философии, социологии и политологии МГИРЭА (Технического университета), к.ист.н.

Мигдисов Ярослав Сергеевич, руководитель центра моделирования и развития образовательных систем «Истоки» ОМЦ ЗОУО ДО г. Москвы.


Просмотров: 2556