Абехтикова М.Б., Лисицына Н.А. Несколько замечаний по поводу учебного пособия для учреждений системы повышения квалификации

Опубликовано в категории Эксперимент ОРКиСЭ 06.06.2010

Абехтикова М.Б., Лисицына Н.А. Несколько замечаний по поводу учебного пособия для учреждений системы повышения квалификации

 

«Основы мировых религиозных культур»

Общее впечатление негативное, т.к. к курсу «ОМРК» имеют отношение не более 15-20 страниц текста. Остальной объём пособия посвящён разработке основных положений концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

 Методология и принципы разработки даны глубоко, серьёзно, талантливо, но к данному предмету (ОМРК) они подходят только в отдельных случаях, точно так же это может быть использовано при изучении любого другого предмета в начальной школе.

1. Слабые попытки авторов сделать акцент на духовно-нравственном аспекте курса исчезают при внимательном рассмотрении. Например, во введении «Духовно-нравственное воспитание направлено…          подрастающего поколения нравственных ценностей...» Там выпадает духовность.

Авторы пособия не считают нужным хотя бы кратко использовать в работе труды замечательных педагогов С.А. Раченского, Н.Пестова, В.Зеньковского и др. Это не удивительно, если в библиографии издания единственная книга о религиях мира – детская энциклопедия Аванта+.

Ошибочно в системе повышения квалификации издавать труды, направленные на то, как учить, а не на то, что есть главное в курсе ОМРК.

2. Почему в названии пособия отсутствует светская этика, а в тексте  именно  на неё основная направленность?

3. Культурологический подход к данному предмету – не значит поверхностный! Среди рецензентов нет ни одного религиоведа – это грубая ошибка.

4. В главе 1.  требования к результатам освоения курса ОРК и СЭ  (где ОМРК?) – речь идёт только об этике.

5. Там же «формирование представлений о светской этике, о традиционных религиях…»

Пристрастия авторов ясны без слов.

6. Глава 2. В общей характеристике работы среди способов создания собственных текстов – аннотирование, реферирование, написание эссе…

В курсе ОМРК для 4-5 кл. излишне  много  теории, пособие будут использовать в работе с людьми, имеющими представления о том, что такое «речь», «текст».

Для кого включены налоговые и визовые анкеты?

7. Во 2 главе есть упоминание о Евхаристии как о священнодействии, но в Русской православной Церкви оно называется величайшим Таинством христианства и состоит из 2-х отдельных моментов:

1) преложения, или преосуществления, хлеба и вина в Тело и Кровь Господни

2) Причащения этих Святых Даров (стр.285 «Закон Божий» Сретенский монастырь, «Новая книга», «Ковчег» М,1998г.)

Некорректно употреблять в текстах это понятие без должного уважения.

8. В главе 2 Условия организации эффективного обучения чтению никак не связано с содержанием ОМРК: В перечне религиозных понятий не чувствуется уважения ни к одной религии, а в МОУ явно будут дети разных вер.

9. Текст урок «Дружба» скучный, неинтересный, не эмоциональный.

Далее – шесть страниц текста повествуют о том, что такое «Диалог» и «монолог». Учителя подготовлены в процессе обучения.

10. Удачно предложены игры – задания «Умей слушать», «Народная мудрость», «Лента времени».

11. В главе «Рефлексия – необходимый этап в осознании ребёнком своей личности»  есть утверждение: «Без освоения навыков рефлексии невозможна никакая продуктивная деятельность, в том числе и проявление духовных качеств личности, становления духовно-нравственных «принципов и мировоззренческих основ».

Поражает безапелляционность этого утверждения.

12. Среди положительных моментов следует отметить организацию работы с родителями.

13. Поурочное планирование курса ОМРК удивляет однообразием построения. Данное планирование не представляет практической ценности. Его роль в работе системы повышения квалификации непонятна.

14. В приложении №3  Использование дискуссии в образовании ни слова о предмете пособия.

15. Приложение №4 – игровые методики – плохо сочетаются с темами учебника. Например «Испорченный телефон» рекомендуется использовать… высказывания о культурной традиции …. Это некорректно.

Игры типа «Спасибо», «Ищу друга» интересны, но причем здесь основы религиозных культур?

Желаем авторам комплекта успехов в творчестве.

 

Преподаватель курса ОПК ГОШИ – 2 г. Ногинск Абехтинова М.Б.

Старший инспектор Управления образования Ногинского района Лисицына Н.А.


Просмотров: 2167