"В огороде бузина, а в Киеве дядька": очередная наглая отписка министра образования и науки Фурсенко Президенту РФ Д.А. Медведеву

Опубликовано в категории Теология в государственном вузе 06.01.2009

Ответ министра образования и науки А.А. Фурсенко Президенту РФ Д.А. Медведеву от 18.12.2008 № МОН-П-2941 «О ходе выполнения поручения Президенту РФ» (по вопросу теологии)

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

 
В соответствии с Вашим поручением от 27 мая 2008 г. №Пр-1065 о развитии системы теологического образования в России Минобрнауки России докладывает.

1. По вопросу о подготовке Номенклатуры специальностей научных работников.

В основе профессиональной подготовки специалистов по теологии в соответствии с действующими в настоящее время государственными образовательными стандартами высшего профессионального- образования (далее - ГОС ВПО) заложен междисциплинарный синтез различных отраслей науки (религиоведение, культурология, история, социология и др.), представлены разные профили подготовки (теология христианская, исламская, иудейская). В ГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Теология» закреплено право выпускников, успешно завершивших обучение по соответствующим образовательным программам, продолжать обучение в аспирантуре.

В настоящее время в действующей номенклатуре специальностей научных работников в группу специальностей, относящихся к отрасли науки «Философские науки», входит научная специальность 09.00.13 «Религиоведение, философская антропология, философия культуры». В соответствии с паспортом данной научной специальности, утверждённым в 2001 году, в её рамках могут быть выполнены и представлены к защите диссертационные исследования в области теологии и вероучительных концепций в религиях мира. Так, например, летом 2008 г. состоялись защиты на соискание учёной степени кандидата философских наук по указанной научной специальности представителей централизованных религиозных организаций (19 июня 2008 г. - директора Института миссиологии и экуменизма при Московском Патриархате Русской православной церкви Фёдорова В.Ф. в Санкт-Петербургском государственном университете, 26 июня 2008 г. - ректора Московского исламского университета Муртазина М.Ф. в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации). Кроме того, диссертационные исследования в области конфессиональной проблематики могут быть выполнены и представлены к защите в рамках иных специальностей научных работников (последний пример -назначенная на 24 декабря 2008 г. в ФГУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации защита диссертации проректора Московского исламского университета Хабибуллиной Г.Ю. по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования). Таким образом, все выпускники вузов в настоящее время могут реализовать свое право на получение послевузовского профессионального образования в аспирантуре по разным научным специальностям.

Дополнительное решение вопроса о научной экспертизе работ по теологической проблематике может быть реализовано в рамках расширения номенклатуры специальностей по философским наукам путем разделения действующей научной специальности 09.00.13 на отдельные направления; «Философия религии, религиозная философия, религиоведение» и «Философская антропология, философия культуры» (заключения экспертных советов ВАК прилагаются). Данное предложение будет реализовано в процессе подготовки новой редакции Номенклатуры специальностей научных работников и утверждено соответствующим приказом Минобрнауки России по окончании работ в ближайшее время.

2. В части рассмотрения вопроса о формировании государственной политики по поддержке религиозного образования в средней школе.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также Закон Российской Федерации «Об образовании» устанавливают, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Основываясь на принципах светского характера российского государства, в целях обеспечения соблюдения норм международных актов о правах человека и о необходимости содействия государства религиозным объединениям в реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий был издан приказ Минобразования России от июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» (зарегистрирован в Минюсте России августа 2003 г. № 4955).

Согласно данным, поступающим в Минобрнауки России из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, в 2007-2008 учебном году право на использование помещений государственных и муниципальных образовательных учреждений для обучения детей религии вне рамок образовательных программ в соответствии с указанным приказом Минобразования России практически не было использовано религиозными организациями. В качестве прецедента можно указать Республику Мордовия, в которой в двух разных муниципальных образовательных учреждениях местные религиозные организации «Общество мусульман г. Рузаевки Республики Мордовия» и «Свято-Варсонофьевский женский монастырь» обучают детей основам ислама и православия соответственно.

В целях решения основных вопросов обеспечения прав граждан на свободное и добровольное приобщение их детей к ценностям и традициям религиозной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с учетом законных интересов и прав представителей нерелигиозной части общества Минобрнауки России совместно с рабочей группой Министерства по изучению истории и культуры религии было разработано и направлено в субъекты Российской Федерации (письмо от 13 июля 2007 г. №03-1584) «Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации - епархии Русской православной церкви (Московского патриархата)». Данный документ определяет основные рамки и формы взаимодействия системы образования и религиозных организаций на местах. При этом текст соглашения и его содержание могут видоизменяться в зависимости от условий и потребностей, имеющихся в конкретном регионе. В связи с отсутствием в законодательстве определения «традиционных» религий и вариативностью их включения в состав «религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России», Минобрнауки России рекомендовало субъектам Российской Федерации заключать подобные соглашения о сотрудничестве с централизованными религиозными организациями, представители которых входят в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

Во исполнение п. 7 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» в настоящее время ведётся работа по созданию федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), отвечающих закреплённым в законе задачам и принципам гуманистического характера образования. В рамках подготовки ФГОС общего образования организовано широкое обсуждение актуальных вопросов государственной политики в сфере образования и духовно-нравственного воспитания. Обсуждение проекта ФГОС общего образования ведется Российской академией образования, при президиуме которой создана специальная экспертная поликонфессиональная рабочая группа, в состав которой включены представители, делегированные централизованными религиозными организациями: Московским патриархатом Русской православной церкви, Русской православной старообрядческой церковью, Федерацией еврейских общин России, Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений России, Духовным управлением мусульман европейской части России, Буддийской традиционной сангхой России, Римско-католической архиепархией Божией Матери в Москве, Евангелическо-лютеранской церковью в России, Российским союзом евангельских христиан-баптистов, Западно-Российским союзом церквей христиан адвентистов седьмого дня, Российским объединённым союзом христиан веры евангельской.

В 2008 году указанной рабочей группой был подготовлен проект книги для учителя «Духовно-нравственная культура» в общеобразовательной школе. В перспективе на 2009 год рабочая группа планирует разработать проект междисциплинарного модуля по вопросам духовно-нравственного просвещения для инвариантной части и духовно-нравственного воспитания для вариативной части примерных образовательных программ общего образования.

На последнем заседании текущего года рабочая группа рассмотрела и одобрила опыт Республики Татарстан по преподаванию в государственных я муниципальных общеобразовательных учреждениях на факультативной основе курса «История религий» с использованием одноимённого учебного пособия под редакцией директора Института российской истории РАН, члена-корреспондента РАН Сахарова А.Н.

Учитывая проделанную Минобрнауки России работу по развитию системы теологического образования в России, прошу снять с контроля данное поручение.

Приложение: на 5 л.

С уважением

 


Просмотров: 2459