Заключение д.ю.н., проф. Н.А. Михалевой и д.ю.н. И.В. Понкина от 17.12.2007. Часть 2

Опубликовано в категории Госстандарты общего образования 09.02.2008

Поскольку законодательные изменения, касающиеся предмета настоящего исследования, внесенные в Закон РФ «Об образовании» Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ, сформулированы нечетко, со значительной степенью неопределенности и существенными правовыми пробелами, постольку решение вопроса сохранения или, напротив, ликвидации учебных курсов религиозной культуры и курсов национально-культурного образования с момента вступления в силу указанного Федерального закона во многом зависит от подзаконных нормативных правовых актов, которые будут приняты в ближайшее время. От того, какие именно подзаконные акты – приказы, базисные учебные планы и примерные программы учебных курсов (пункт 5.2 новой редакции статьи 14 указанного Закона РФ) – будут приняты по вопросам учебных курсов религиозной культуры и курсов национально-культурного образования, зависит их дальнейшая судьба.

Однако, учитывая сказанное выше, следует понимать, что издание какого бы то ни было федерального подзаконного нормативного правового или иного правового акта (а равно аналогичного акта субъекта Российской Федерации), запрещающего или существенно ограничивающего реализацию таких курсов явится прямым нарушением части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В случае принятия подзаконного нормативного правового акта, запрещающего учебные курсы религиозной культуры и национально-культурного образования, такой акт может быть обжалован и признан недействительным в судебном порядке как противоречащий Конституции Российской Федерации и законам (в порядке статей 251–253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Равно как могут быть обжалованы в судебном порядке направленные на воспрепятствование законной реализации указанных учебных курсов действия органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (в порядке статей 254–258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Помимо указанных правовых возможностей реализации учебных курсов религиозной культуры и курсов национально-культурного образования, следует отметить и принципиальную правовую возможность реализации этих учебных курсов в рамках обязательной части основной образовательной программы – посредством закрепления соответствующих образовательных областей или интеграции в уже существующие образовательные области, но подробное освещение этого вопроса выходит за рамки предмета настоящего заключения.

 

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор  кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии    Н.А. Михалёва

 

Доктор юридических наук, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права, член Экспертного совета при Комитете по делам общественных организаций и религиозных объединений Государственной Думы ФС РФ    И.В.Понкин

 

 

1. Здесь и далее учебные курсы религиозной культуры – это учебные курсы религиозной культуры («Православная культура», «Культура ислама» и подобные им), реализуемые государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями на основе добровольности выбора родителями обучающихся и самими обучающимися.

2. Здесь и далее учебные курсы национально-культурного образования – учебные курсы по изучению обучающимися из семей представителей народов Российской Федерации родного языка и литературы, национальной культуры и истории своих народов.

3. Ранее д.ю.н. Понкиным высказывалась критическая позиция по проекту этого Федерального закона (заключение д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецова, д.ю.н. И.В. Понкина и А.Ю. Соловьева от 17.08.2007). Придерживаясь прежней позиции, высказанной в указанном документе, но учитывая, что касающиеся предмета настоящего заключения внесенные Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ в Закон РФ «Об образовании» изменения сформулированы недостаточно четко, авторы настоящего заключения дают ответы на поставленные вопросы, исходя из фактического правового содержания и смысла новой редакции соответствующих статей Закона РФ «Об образовании».

4. С 01.01.2008 вводится следующая редакция этой формулировки: «К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:…» (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»).

5. В формулировке пункта 7 статьи 33 Закона РФ «Об образовании».

6. Как в действующей с 05.12.2007 г. редакции статьи 29 Закона РФ «Об образовании» (установленной Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ), так и во вступающей в силу с 01.01.2008 редакции этой статьи, установленной Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

7. Вступает в силу с 01.01.2008 (пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»).

8. Как в действующей с 05.12.2007 г. редакции статьи 31 Закона РФ «Об образовании» (установленной Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ), так и во вступающей в силу с 01.01.2008 редакции этой статьи, установленной Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

9. Применительно к обсуждаемым вопросам – основную образовательную программу.

10. Касается высшего и послевузовского профессионального образования, не имея прямого отношения к предмету настоящего заключения, посвященного общему (школьному) образованию.

11. Учитывая ее вступление в силу с 01.01.2008.

12. В том числе, имея в виду вступление с 01.01.2008 в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

13. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования (пункт 6.2 статьи 9, пункт 5 статьи 15 Закона РФ «Об образовании» (в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 309-ФЗ)).

14. Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (пункт 5.2 статьи 14 указанного Закона РФ).

15. Согласно статье 17 Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», со дня вступления в силу указанного Федерального закона (05.12.2007) и до 01.09.2009 прием на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) федеральными государственными требованиями в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения. Прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 31.08.2009. Обучение лиц, зачисленных до 01.09.2009 в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

16. Предварительные результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации / Доклад Комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Общественной палаты Российской Федерации, 2007. Материалы мониторинга подготовлены по результатам информации, полученной из 72 субъектов Российской Федерации.

(http://www.oprf.ru/rus/comissions/f4699ebf61c112d4914e366f98f55764/materials/1896).

Просмотров: 2228