Что могло бы устроить православных граждан России и субъекты Российской Федерации в проекте ФГОС НОО Кондакова-Кузнецова-Кезиной

Опубликовано в категории Госстандарты общего образования 17.06.2009

Приложение 1 к заключению д.ю.н. И.В. Понкина от 08.06.2009 по проектам федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, опубликованным на официальном сайте Минобрнауки России 1 июня 2009 года, и ситуации, связанной с их разработкой и обсуждением

 

(Выполнено по обращению Фонда «Русский предприниматель» (г. Екатеринбург).)

Законные требования граждан Российской Федерации, выражающих принадлежность к православной христианской традиции и Русской Православной Церкви, об обеспечении возможности для свободного и добровольного изучения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях православной культуры (преподавания учебных предметов «Православная культура», «Основы православной культуры» и т.п.), а также требования субъектов Российской Федерации об обеспечении возможности реализации национально-культурного и национально-языкового образования школьниковмогут быть учтены и реализованы в проекте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработанном коллективом «Института стратегических исследований в образовании» под руководством А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова и Л.П. Кезиной (проект стандарта официально опубликован на сайте Минобрнауки России http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/. Далее – проект стандарта), путём внесения в него и в приложения к нему  следующих изменений:

1. Дополнение в проект стандарта (и в случае необходимости, в приложения к нему), устанавливающее конкретное процентное соотношение (строго или интервально определенное) между:

• обязательной частью основной образовательной программы,

• частью основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса и относимой в проекте стандарта к урочной деятельности, осуществляемой в первой половине учебного дня в рамках предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки,

• частью основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса и относимой в проекте стандарта исключительно к внеурочной деятельности, осуществляемой во второй половине дня за рамками предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки.

Такое соотношение должно быть закреплено:

а) для всех общеобразовательных учреждений, работающих как по 5-ти дневной, так и по 6-ти дневной учебной неделе, в том числе:

- школы где обучение ведется на родном русском языке,

- школы, где обучение ведется на родном (нерусском) языке,

- школы, где наряду с русским языком изучается один из языков народов России,

- специализированные общеобразовательные учреждения (кадетские учреждения, школы-интернаты, школы для детей-инвалидов или иными проблемами со здоровьем и др.)

б) по всем годам обучения (с 1 по 4 год).

 

2. Дополнение в проект стандарта, предусматривающее введение для всех общеобразовательных учреждений, работающих как по 5-ти дневной, так и по 6-ти дневной учебной неделе, 1) в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, 2) в урочной форме, 3) в рамках предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки школьников, в первой половине учебного дня, 4) по всем годам обучения на начальной ступени общего образования (1–4 классы) с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 1 классе и 2 часа в неделю во 2–4 классах (суммарная учебная нагрузка на начальной ступени общего образования не менее 240 учебных часов) группы учебных дисциплин [1] по выбору семьи школьника с общим названием «Духовно-нравственная культура», в рамках которой семьи обучающихся могли бы выбрать для своего ребенка изучение одной из учебных дисциплин, входящих в состав указанной группы, а именно:

- учебной дисциплины для изучения одной конкретной религиозной культуры: «Православная культура», «Культура ислама», «Культура иудаизма», «Религиозная культура армянского народа», «Культура буддизма» и др., при наличии адекватного образовательного запроса от граждан, семей, соответствующего вероисповедания;

- учебной дисциплины по нерелигиозной этике [2].

В проекте стандарта должны быть закреплены:

- требования к организации и введению таких учебных дисциплин (для учебной дисциплины «Православная культура» с учетом разработанных ранее при участии Русской Православной Церкви и Минобрнауки России материалов по данной тематике),

- требования к профессиональной подготовке учителей, преподающих такие учебные дисциплины,

- порядок фиксирования выражения волеизъявления (согласия или запроса) родителей по выбору одной из таких учебных дисциплин,

- положения об участии соответствующих религиозных организаций в разработке и экспертизе учебно-методического обеспечения и уровня подготовки учителей для преподавания учебных дисциплин по религиозной культуре,

- гарантии соблюдения прав и свобод ребенка при реализации указанных учебных дисциплин,

- иные значимые требования [3].

При этом указанные требования, механизмы и ограничения совокупно не должны быть трудновыполнимы и блокировать или затруднять реализацию группы указанных учебных дисциплин по выбору семьи школьника с общим названием  «Духовно-нравственная культура».

 

3. В проекте стандарта (и в случае необходимости, в приложениях к нему) должен быть чётко установлен сегмент части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса и относимой к урочной деятельности, осуществляемой в первой половине учебного дня в рамках предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, в рамках которого будут реализовываться учебные курсы национально-культурного и национально-языкового образования школьников (применительно к данной позиции в стандарте должно быть зафиксировано, что только в случае отсутствия у семей обучающих потребности в реализации таких курсов, школа может по своему усмотрению распоряжаться этими учебными часами).

При этом данные  учебные курсы должны быть обозначены отдельной строкой в Базисном учебном (образовательном) плане с нагрузкой не менее 2 часов в неделю по всем годам обучения, за исключением 1 класса, для школ, работающих по 5-ти дневной учебной неделе (суммарная учебная нагрузка на начальной ступени общего образования не менее 240 учебных часов), и не менее 4 часов в неделю для школ, работающих по 6-ти дневной учебной неделе.

Данные учебные курсы не должны пересекаться (совпадать) с группой вышеуказанных учебных дисциплин по выбору семьи школьника с общим названием «Духовно-нравственная культура».

 

4. В «Базисном учебном (образовательном) плане образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования» (приложение № 9 к проекту стандарта группы) должен быть скорректирован запрет реализации вариативной части базисного учебного плана в 1 классе, зафиксированный на с. 6 Приложения № 9.

Должна быть закреплена возможность реализации такой вариативной части в рамках предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки в первой половине учебного дня:

1)  для реализации указанной выше группы учебных дисциплин по выбору семьи школьника с общим названием «Духовно-нравственная культура» не менее 1 часа в неделю в 1 классе, и

2) для реализации учебных курсов национально-культурного и национально-языкового образования школьников в национальных субъектах Российской Федерации, а также в других субъектах Российской Федерации, по выбору органа самоуправления общеобразовательного учреждения – не менее 1 часа в неделю в 1 классе для школ, работающих по 5-ти дневной учебной неделе, и не менее 4 часов в неделю для школ, работающих по 6-ти дневной учебной неделе.

 

5. В проекте стандарта и приложениях к нему не должно появиться никаких дополнений, специально направленных на блокирование мер по вышеуказанным пунктам 1–4 или на существенное затруднение возможности их реализации.

 

Понкин Игорь Владиславович,

доктор юридических наук, заместитель председателя Комиссии по защите прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве, член Общественного совета при МВД России

 

16.06.2009

 

 

1. Аналог понятия «образовательная область» в Базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений в стандарте общего образования первого поколения (от 2004 г.), реализуемом в настоящее время в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях.

2. Реализация курса полирелигиоведческой культурологии (информативного изучения нескольких религий) недопустима в младшей школе.

3. В целом, основные требования к реализации данной группы учебных дисциплин указаны в Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура», одобренной на совместной конференции Минобрнауки России и Русской Православной Церкви в г. Калуге 20-21 декабря 2007 г.

 


Просмотров: 2223