Заключение д.ю.н. И.В. Понкина от 30.01.2008 по содержанию и направленности газеты «Добрята» (г. Томск)

Опубликовано в категории Вредные для детей издания 10.06.2008

Газета «Добрята» (г. Томск; главный редактор Т.В. Неверовская, шеф-редактор Л.Н. Бударина) рассчитана на детей дошкольного, а также младшего и среднего школьного возраста.

Исследование представленных выпусков газеты «Добрята» позволяет выявить значительное количество содержащихся в них материалов абсурдного характера, разрушающих научное мировоззрение малолетних детей, навязывающих антинаучные, оккультно-религиозные выдумки в качестве установленных фактов:

заметка «Японское чудо» [1] мистифицирует сознание детей, транслирует на малолетних читателей газетные утки по то, как устами 10-летней девочки «заговорили давно умершие бабушка и дедушка»;

заметка «Гигантская трещина на Солнце» [2], содержащая вымысел со ссылкой на весьма авторитетный источник – «По материалам Интернет-сайта» (так в оригинале, – прим. авт. заключения);

заметка «Я здесь жил!» [3];

заметка «Волосатый “марафон”» [4], где рассказывается про «духа», который пришел во сне к таиландцу и понудил его отрастить очень длинные волосы;

заметка «“Живые” камни» [5] про «сверхъестественные явления – ползучие камни»;

заметка «Сколько же лет старушке Земле» [6], где детям рассказывается про «извлеченные мраморы, возраст которых составляет 13 миллиардов лет»;

заметка «Питающийся солнцем» [7] про некоего немца, который ничего не ест, а «пьет лишь воду, смешанную с фруктовым соком. Всю свою жизненную энергию… он получает из … солнечного света»;

заметка «Слова для воды» [8] про забывчивого фермера, все вспомнившего после умывания;

заметка «Из истории буквы “А”» [9], в которой детям внушается, что «когда-то в русской азбуке было 147 букв. И назывались они по-другому»;

заметка «Таинственные каменные линзы» [10] про то, что якобы «ныне уже научными методами доказано то, что на Земле есть аномальные места с отрицательной и положительной энергией» и про суждения «уфологов» по этому поводу.

И почти все такие заметки сопровождаются комментариями редакции газеты «Добрята», типа: «Ученые не могут объяснить этой загадки» [11], чем еще больше блокируют критическое сознание детей.

В действительности, никаких «загадок» в написанном нет, есть оккультно-религиозные верования авторов этих заметок, на которых и основаны выдумки, приведенные в этих заметках.

Заметка «Память о солнце» [12] навязывает малолетним детям религиозное учение неоязычества:

«Для обозначения солнца в русском языке было много слов. Весной – Ярила летом – Даждьбог, зимой – Хорс. А еще раньше [13] оно называлось КОЛО. Название забылось, а сколько слов от него сохранилось в русском языке.

Коло – круг,

Колесо, Кольцо,

Колокол, Кольчуга,

Колыбель, Колос,

Колобок, Сокол,

Сколоты – славяне,

Коляда, Календарь,

Кол –

Полярная звезда,

Коловорот –

Солнцеворот,

Хорс – солнце,

Хор, Хоровод,

Хоромы,

ХОРОШО!» [14].

В заметке «Из истории буквы Л» [15] детям так же навязывается религиозное учение неоязычества:

«А у богини Любви Лады было целое семейство – ЛАД, ЛЕЛЬ, ЛЕЛЯ».

Приведем еще пример абсурдных выдумок из этой же серии в другой заметке «Из истории буквы У» [16]:

«Нынешняя буква У называлась раньше «Ук»… Она была похожа на человека, протянувшего руки к солнцу – «Ра». Буква «У» встречается в словах УРА, НАУКА, КУЛЬТУРА, АУРА, УМ, УЧИТЕЛЬ.  Слова эти несут свет, тепло, энергию человеку».

Стихотворение «Гиперборей» [17] некоего Ювана Шесталова:

«Эй!

Богиня неведомой земли!

Хозяйка неведомых лесов,

Неведомых гор, неведомых долин,

Взываю к тебе.

Я – Гиперборей!

Черный сын Белого ветра,

Рожденного белой ночью

Под белым морозом.

Склоняю перед тобой сгибающуюуся шею свою,

Преклоняю перед тобой

колено гибкое свое»,

содержательно связано с размещенной на той же странице статьей Л. Будариной «Золотая баба», которая навязывает детям религиозные взгляды, имеющие отношение к мифу о языческом божестве – «золотой бабе», подавая их в романтическом ключе, привлекая внимание детей красочными описаниями.

Следует отметить, что газета «Добрята» не просто публикует всякую ахинею, но проводит целенаправленную политику по формированию ложных представлений малолетних детей о неотъемлемых связях религиозного неоязычества с русской культурой, с национальными традициями русского народа, в целом с русской национально-культурной идентичностью. Это, очевидно, не соответствует действительности и является крайне вредным для национально-культурного развития детей.

Статья «Род славянский» [18] шефа-редактора газеты Л. Будариной навязывает вероучение оккультизма, формирует у детей совершенно антинаучные представления, выдавая за факты откровенный бред:

«Своим небесным предком славяне считали рода. В легендах говорилось:

Был вначале Род

Заключен в яйце.

Был он семенем

Непророщенным,

Был он почкою

Нераскрывшейся…

Считалось, что Вселенная родилась вместе с Родом, а все боги – его дети. Когда же рождался ребенок, его судьба записывалась в Книгу Рода… А на небе загоралась звезда – Рожаница. Так славяне представляли дочерей Рода – двух Рожаниц. Старшую звали Лада, а младшую – Леля. Они – Небесные хозяйки мира и хранители человеческой судьбы. Какого-то облика ни Род, ни Рожаницы не имели … А русское слово «Рота» (Рта) означало закон Вселенной».

В статье «Три ключа к счастью» [19] приводятся выдержки из публикации известного апологета религиозного оккультизма (рерихианства) в системе образования Ш.Амонашвили.

В заметке «Встреча с Прекрасным» [20] осуществляется пропаганда оккультно-религиозного учения рерихианства.

Мистифицирует сознание детей и содержание статьи «Мальта – место тайн» [21].

Статья «О вероятности невероятного» [22] прямо противопоказана малолетним детям, поскольку не только способствует мистификации их сознания, но и является своего рода руководством по разжиганию розни в классах, выделению «низшей касты» одноклассников:

«Прочитав книгу и посмотрев фильм, снятый по трилогии Толкиена «Властелин колец», мы с другом поразились, насколько актуально это произведение в реальной жизни… И сами по себе вдруг начали придумывать прозвища окружающим. К сожалению, очень мало среди нас Галадриэлей, Арагорнов, Леголасов, и прочих представителей Светлых Сил. Зато нашу школу мы назвали Изенгард – город злого колдуна Сарумана. В нашем классе, более напоминающем стадо орков, есть свой Горлум и два пещерных тролля. А редакцию любимой газеты «Добрята» мы с другом окрестили Минас Тирит – белый город королей – Твердыня против всякого зла. Вот и скажи после этого, что сказки говорят неправду!».

Такая индоктринация с высокой вероятностью приведет в последующем к насилию и издевательствам одних школьников (младшего и среднего школьного возраста), возомнивших себя «светлыми силами», «леголасами», «галадриэлями», над своими одноклассниками или школьниками более младших классов, определенных ими в «орки» и «тролли».

Автором статьи весь его класс определяется как «стадо орков». Редакция газеты даже не понимает, что, публикуя подобные высказывания (если автор реален, то это реальный класс, реальные дети), совершает преступление, предусмотренное статьей 130 «Оскорбление» Уголовного кодекса Российской Федерации.

Крайне вредным является и содержащаяся в данной статье пропаганда негативного (притом негативного с мистическим подтекстом!) отношения к школе и учителям, которые поименованы в указанной статье «Изенгардом – городом злого колдуна Сарумана».

Следует понимать, что все это не просто слова, каждое из них визуализируется школьником на основе тех ярких зрительных образов, которые мастерски были реализованы режиссером трилогии по произведению Толкиена и задействованными при съемках фильма специалистами по компьютерной графике. Сказать, что это ни к чему хорошему не приведет, – было бы самой мягкой оценкой такой пропаганды газеты «Добрята». Достаточно неплохой фильм редакцией газеты «Добрята» для чего-то превращается в средство мистификации и криминализации сознания детей.

С учетом сказанного выше, распространение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях газеты «Добрята», навязывающей элементы религиозных вероучений (смесь неоязычества и оккультизма), совершенно недопустимо и является:

1. Грубейшим нарушением законодательства Российской Федерации, а именно:

• статьи 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающей светскость Российского государства, и статьи 28 Конституции, гарантирующей свободу совести и вероисповедания [23];

• пункта 4 статьи 2 Закона РФ «Об образовании», устанавливающего светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах… светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях», а также дублирующий эту норму пункт 2 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство… обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»;

• пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» о запрете вовлечения в религиозные объединения малолетних вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих;

• пункта 1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 № 103-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170-ФЗ), устанавливающего в качестве целей государственной политики в интересах детей содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; пункта 1 статьи 14 «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию» указанного Федерального закона, устанавливающего, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение;

• пункта 1 статьи 2 Закона РФ «Об образовании», устанавливающего, что государственная политика Российской Федерации в области образования основывается на принципах гуманистического характераобразования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания любви к семье;

• статьи 11 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 (с послед. изменениями), закрепляющую права каждого человека на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством его культурной самобытности.

2. Грубейшим нарушением прав и свобод учащихся этих образовательных учреждений, а именно:

• свободу мысли, убеждений и вероисповедания (статья 28, части 1 и 3 статьи 29 Конституции Российской Федерации; пункт 1 статьи 5 Закона РФ «Об образовании»; статья 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (с послед. изменениями));

• право на защиту от дискриминации (часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации);

• права на психическое, духовное и нравственное развитие (пункт 1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»);

• права на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видео-продукции, пропагандирующей порнографию и антиобщественное поведение (пункт 1 статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»);

• права на обеспечение интеллектуальной, нравственной, психической безопасности, безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, на защиту их от негативных воздействий (пункты 2 и 3 статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»);

• права на особую заботу, в том числе правовую защиту, специальную охрану и заботу ввиду их (детей) физической и умственной незрелости (преамбула Конвенции о правах ребенка);

• права на защиту от информации и материалов, наносящих вред их благополучию (пункт «е» статьи 17 Конвенции о правах ребенка);

• права на гармоничное развитие на основе традиций и культурных ценностей своего народа, на духовное и нравственное развитие (преамбула Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающихся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии [24]);

• право на национально-культурную и религиозную идентичность – включая право на национально-культурную и мировоззренческую, в том числе религиозную, самоидентификацию и самобытность, на сохранение национальной культуры, на культурное развитие, на доступ к культурным ценностям и на участие в культурной жизни, право народов на самоопределение и свободное установление и осуществление своего культурного развития; право на духовное благополучие; право на духовное развитие в условиях свободы и достоинства; право на духовное развитие ребенка; право родителей на выбор воспитания и образования для своих малолетних детей; право на воспитание в ребенке уважения к его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает; право на повышение духовного уровня жизни;

• комплекс прав в области образования – включая право на самоопределение личности и создание условий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для ее самореализации (пункт 1 статьи 14 Закона РФ «Об образовании»); право на получение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях образования, содержание которого обеспечивает интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (пункт 2 статьи 14 Закона РФ «Об образовании»; часть 1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (с послед. изменениями)); право на формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира (пункт 2 статьи 14 Закона РФ «Об образовании»); право ребенка воспитываться своими родителями и на защиту его прав и законных интересов (часть 2 статьи 54 и часть 1 статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации); право ребенка на такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (часть 2 статьи 3 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г.);

• право на защиту от нарушения прав и свобод при реализации другими лицами своих прав и свобод (часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации);

• право на защиту от принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (часть 2 статьи 20 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г.; часть 2 статьи 30 Конституции Российской Федерации; пункт 15 статьи 50 Закона РФ «Об образовании»; пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Что касается норм международного права, то, в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, указанные нормы международных актов о правах человека являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а потому имеют прямое действие [25].

3. Грубейшим нарушением прав родителей (законных представителей) учащихся этих образовательных учреждений, таких, как:

• преимущественное право родителей на нравственное воспитание и охрану здоровья собственных детей (пункт 4 статьи 18 Международного Пакта о гражданских и политических правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966. Вступил в силу 23.03.1976); пункт 3 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 2200 А (III) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966. Вступил в силу 03.01.1976); статья 5, пункт 2 статьи 14, пункт 1 статьи 18 Конвенции о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989. Вступила в силу 02.09.1990. Конвенция подписана СССР 26.01.1990, ратифицирована ВС СССР 13.06.1990. Ратификационная грамота сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 16.08.1990); часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации; пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (с послед. изменениями), части 2 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

• право родителей на выбор воспитания и образования для своих малолетних детей (часть 3 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г.; часть 3 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.; часть 4 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.; статья 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25.11.1981 г.; пункт «b» части 1 статьи 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960 г.; статья 2 Протокола № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20.03.1952 г.; часть 2 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»; часть 1 статьи 52 Закона РФ «Об образовании»);

• право на защиту законных прав и интересов своего ребенка (пункт 1 статьи 52 Закона РФ «Об образовании»; часть 1 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации; часть 2 статьи 7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ);

• право на участие в управлении образовательным учреждением (пункт 1 статьи 52 Закона РФ «Об образовании»);

• право на защиту семьи обществом и государством (часть 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г.).

В частности, пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Навязывание детям антинаучных воззрений, разрушение газетой «Добрята» их научного мировоззрения нарушает комплекс прав в области образования – включая право на самоопределение личности и создание условий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для ее самореализации (пункт 1 статьи 14 Закона РФ «Об образовании»); право на получение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях образования, содержание которого обеспечивает интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (пункт 2 статьи 14 Закона РФ «Об образовании»; часть 1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (с последующ. изменениями)); право на формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира (пункт 2 статьи 14 Закона РФ «Об образовании»).

Тот факт, что выпуски газеты «Добрята» содержат и материалы, не вызывающие нареканий, в данном случае не имеет существенного значения.

 

Доктор юридических наук, директор Института государственно-конфессиональных отношений и права, член Общественного совета при Министерстве внутренних дел России; член Общественной палаты города Москвы по вопросам образования

 

И.В. Понкин

Источники:

1. Добрята. – 2005, декабрь. – № 9. – С. 8.

2. Добрята. – 2006, март. – № 3. – С. 8.

3. Добрята. – 2006, март. – № 3. – С. 8.

4. Добрята. – 2006, декабрь. – № 9. – С. 8.

5. Добрята. – 2007, ноябрь. – № 8. – С. 8.

6. Добрята. – 2006, февраль. – № 2. – С. 8.

7. Добрята. – 2006, февраль. – № 2. – С. 8.

8. Добрята. – 2007, январь. – № 1. – С. 8.

9. Добрята. – 2004, ноябрь. – № 15. – С. 7.

10. Добрята. – 2004, ноябрь. – № 15. – С. 8.

11. Добрята. – 2006, февраль. – № 2. – С. 8.

12. Добрята. – 2005, декабрь. – № 9. – С. 7.

13. Когда «еще раньше»? Раньше появления транслируемых на детскую аудиторию религиозных мнимых реконструкций? – прим. авт. заключения.

14. Добрята. – 2005, декабрь. – № 9. – С. 7.

15. Добрята. – 2006, февраль. – № 2. – С. 7.

16. Добрята. – 2007, январь. – № 1. – С. 7.

17. Добрята. – 2006, март. – № 3. – С. 11.

18. Добрята. – 2006, февраль. – № 2. – С. 6.

19. Добрята. – 2006, март. – № 3. – С. 16.

20. Добрята. – 2006, февраль. – № 2. – С. 3.

21. Добрята. – 2004, ноябрь. – № 15. – С. 11.

22. Добрята. – 2006, февраль. – № 2. – С. 3. Автором заявлен шестиклассник Саша Полынев, но, скорее всего, статья или написана взрослым человеком, или подверглась существенной правке сотрудниками редакции газеты, особенно учитывая содержащиеся восхваления в ее адрес.

23. Согласно пункту 6.4 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 38 от 22.06.2001 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», органам прокуратуры предписано «обеспечить надзор за соблюдением конституционного принципа светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, прав несовершеннолетних и молодежи на свободу совести и вероисповеданий».

24. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25.05.2000.

25. См. также: Постановление  5 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10.10.2003.

 


Просмотров: 3654